Золотые и серебряные нити

Домашняя Вверх

Внимание! Сайт не обновляется.

 Приглашаю за новой информацией по новым адресам

Домашняя
Новые адреса
Детская
Карта сайта
Об авторе
Материаловедение
Технология
Конструирование
Автоматизация
Студентам
Одежда будущего

Дополнительная информация на стр "Минеральные волокна"

Для украшения костюма на Руси широко использовались золотые и серебряные нити. Из них плели кружева, тесьмы, кисти, обвивали петли, перевивали концы завязок, вышивали и строчили по тканям.

Образец вышики канителью. ФотоЗолото и серебро широко использовалось в разных видах: кованое, волоченное, плащеное, пряденое…
Нити могла быть округлая (волока) или  плоская (плющенка, бить) Золотая и серебряная нити не прочные, их нельзя продернуть сквозь ткань, они почти сразу разрываются. Поэтому металлические нити нашивали очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки или же скручивали с шелковыми, чтобы не рвались.

А еще использовалась нить под названием "канитель" - это нить в виде винтовой спирали. Такая нить  красивее простой, за счет эффектных переливов цвета. См фото.

 В энциклопедическом словаре  Брокгауза и Ефрона читаем: "Употребляемая в большом количестве канитель была самая разнообразная....заведено во дворце в начале XVII в. канительное производство, были вызваны немцы мастера и устроен канительный завод".
И в этом же словаре можно прочитать о том, как делается канитель.
"Проволока берется очень тонкая, около 0,1 мм, круглая или расплющенная, так наз. "бить"; первая навивается обыкновенно на круглый стержень, вторая на треугольный; когда она снята, упругость заставляет ее немного раскручиваться, вследствие чего получается правильное распределение фацеток, производящее эффектные переливы света. Для навивания канители существуют непрерывно действующие машины: короткий стерженек выдается из плотно облегающей его трубочки и быстро вращается, наподобие шпинделя токарного станка. Наружный край этой трубки обрезан по винтовой линии того хода, какой должна представлять изготовляемая канитель. Для начала проволоку наматывают от руки на всю выдающуюся часть стерженька, придавливают особым роликом и пускают машинку в ход. Трения между стерженьком и проволокой достаточно, чтобы наматывать ее дальше, а винтовой край неподвижной трубки постоянно сталкивает готовую спираль и освобождает место для новой проволоки. В работе канитель обыкновенно разрезывается на короткие кусочки и пришивается шелком, пропускаемым вдоль оси спирали."

Вышивать канителью - занятие очень непростое. Отсюда и родилось выражение – «канительное дело» т.е. кропотливое, утомительное.
В настоящее время канитель используется как и прежде, для декоративной отделки.

До XVIII века в России было очень распространено металлическое кружево. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона об этом сказано так: "Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…"

Золотом и серебром не только вышивали и плели кружева, но и ткали ткани. " … одни с золотыми и серебряными узорами по цветному фону ткани, другие были затканы золотом и серебром, так что по золотому полю выводились серебряные, а по серебряному – золотые узоры и фигуры, как, например, чешуи, большие и малые круги, струи, реки, травы…" *
Такие ткани с золотыми и серебряными нитями называются парчовыми. Выработка парчи была известна ещё в начале н. э. в Китае, откуда это искусство перешло в страны Малой Азии (Сирия, Персия и др.), а затем на юг Европы. Персидское слово «парча» переводится как "кусок, ткань". Именно в кусках привозили парчу в Россию из Персии. Из парчи шили шапочные верхи, кафтаны, полушубки, шубы, штаны. Первые попытки производства парчи в России были сделаны в конце 16 в.

Металлические нити широко использовались для изготовления басонных изделий, предназначенных для украшения. Это: галун, позумент, тесьма, кисти, бахрома, шнурки и т.д. Очень широко использовались басонные изделия в военном обмундировании царской армии.

Золотые и серебряные нити только в древности вырабатывались из чистого драгоценного металла, позднее их, как и прочие украшения, стали делать из сплавов с содержанием драгоценных металлов.
А затем наладили производство  мишурных нитей, т.е позолоченных и посеребренных медных нитей. Вот как объясняется значение слова
"мишура" в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. "Мишура - название канители, парчи и басонных изделий, не настоящих, а сделанных из серебряной и золоченой меди. В переносном смысле обозначает обманчивый лоск и блеск."

В настоящее время металлические нити изготавливаются из сплавов меди, латуни, никеля и представляют собой тонкую металлическую проволоку, анодированную золотом или серебром. Вырабатываются в очень ограниченных количествах, используются в основном для исторических костюмов, как отделочный и декоративный материал.

В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги  (люрекс, алюнит) или пластилекс.


.Литературные источники:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
*Н.И.Костомаров. "Очерка домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях"
Вардугин В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен.- Саратов: Регион. Приволжское изд-во "Детская книга", 2001
Большая Советская Энциклопедия


Домашняя | Вверх | Золотые и серебряные нити | Нити из стекла

© Клепачева Л.С. 2006-2008 е-mail: larklas@mail.ru


Добро пожаловать в

БИБЛИОТЕКУ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
"T-STILE"