|
:: АНДЕРГРАУНД |
(англ.: "undergaund", дословно: "подпольный"). В конце шестидесятых - экспериментальная, часто экстравагантная (внутренне и внешне) клубная сцена крупных городов. Андерграунд породил многие, ставшие популярными в последующие десятилетия стили - от электронного рока до новой волны. Позже этим термином продолжали называть наиболее радикальные (как в художественном, так и социополитическом смысле) формы рок-музыки - как правило, лишённые коммерческой поддержки и широкой аудитории. В СССР до 1986 г. АНДЕРГРАУНДОМ был практически весь самодеятельный рок: обычным делом были "запретительные" списки и репрессивные акции со стороны органов управления культурой, что делало советский рок действительно подпольным. В современных условиях термин АНДЕРГРАУНД может быть отнесён либо к исполнителям, существующим вне легальных (рок-клубы и т. п.) структур, либо к радикальному авангарду. |
вверх |
:: АРТ-РОК |
(от англ. "art" - "художественный"). Совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы элементы академической музыки (как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических фрагментов), либо применяющих характерный для неё инструментарий и аранжировочные приёмы. В зависимости от этих различий имеют хождение также термины СИМФО-РОК (в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов), ТЕХНО-РОК (если акцент делается на техническую сложность материала), БАРОККО-РОК (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием - или имитацией звучания - барочных инструментов). В семидесятые когда АРТ-РОК расцвёл на Западе, его отечественные адепты были ограничены отсутствием адекватных технических средств, хотя к APT-РОКУ были близки работы ленинградских "Зеркала" и "Кронверка", московского "Високосного Лета", донецкого "Диалога", а также ряда эстонских групп. В начале следующего десятилетия отечественный арт-рок пережил краткий бум, связанный с появлением на профсцене "Автографа" , "Диалога", "Руи", "In Spe", "Интервью" и т. п. Позже интерес к жанру начал резко убывать и сегодня он - удел немногих, но преданных сторонников. |
вверх |
:: ГЛИТТЕР-РОК |
(англ. "glitter" - "сверкающий", "блестящий"). Возник в начале семидесятых, как очевидная антитеза напыщенности арт-pokа и "серьёзности" прогрессивного. Был представлен именами Гэри Глиттера, Элвина Стардаста, "THE GLITTER BAND" и других исполнителей, в шестидесятые оттеснённых в европейские клубы мерси-битом и двумя блюзовыми волнами. Характеризовался ориентацией на прямолинейный рок-н-ролл в его классических формах и эффектным внешним видом исполнителей. Сошёл на нет к середине семидесятых, хотя его элементы продолжают привлекать внимание музыкантов и доныне. Почти o6pазцовым примером глиттер-рока может служить харьковская группа "КПП". |
вверх |
:: ГЛЭМ-РОК |
(от англ. "glamourous" - "эффектный"). Чуть более "интеллектуальная", нежели ГЛИТТЕР-РОК, и гораздо менее ортодоксальная в выборе изобразительных средств форма коммерческой музыки семидесятых. Именно ГЛЭМ-РОК ввел в употребление эзотерический макияж, мужскую бижутерию, эклектическую костюмерию, позднее в куда более массовых масштабах использованные "неоромантической" ветвью новой волны. В музыкальном отношении ГЛЭМ-РОК был ещё менее однороден, совмещая рок-н-ролл, хард- и арт-рок, откровенную эстраду и традиции довоенного английского кабаре.
На отечественной сцене ГЛЭМ-РОК практически не прижился, хотя его элементы наблюдаются в сценической экиперовке ряда групп "филармонического металла". |
вверх |
:: ИНДЕПЕНДЕНТ-РОК |
(от англ. "independence" - "независимость"). В строгом понимании понятие относится к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К стилю понятие индепендент не имеет отношения, поэтому в списках "инди-чартс" (разделы хит-парадов, отражающие популярность исполнителей с "независимым" статусом) прекрасно уживаются конформные "Depeche Mode" или Кайли Миноуг с радикалами типа "Butthole Surfers" и металлический "Кrеator" с романтическими "Pixies"...
В СССР, где контрактная система в сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама эта сфера) практически не развита, понятие ИНДЕПЕНДЕНТ лишено содержания. Как правило, это определение относится к группам, в своем творчестве следующим тем или иным представителям западной инди-сцены. |
вверх |
:: НОВАЯ ВОЛНА |
(калька с англ. "new wave"). В сущности, вся совокупность форм и направлений, возникших (или натуролизовавшихся) в популярной музыке после 1975 г. Даже краткий их анализ занял бы слишком много места, поэтому просто перечислим её основные компоненты: панк-рок в различных формах, а также пост-панк, поп-пост-панк, готическая волна и т. д.; собственно нью-уэйв начала 80-х; ска, рэггей, салса (расовые формы, ставшие предметами культа в 80-е), неорокабил-ли, неопсиходелия, неомоды и другие ревивалистские течения середины 80-х; ноу-уэйв или панк-джаз; хард-кор и его производные; неоромантика;
техно-поп; брэйкдэнс, грэббо, хип-хоп и другие продукты эволюции фанка. Из вышеперечисленного ясно, что новая волна отличалась от предыдущей не столько стилистически, сколько методологически, являя собой образец качественно иного мировоззрения.
На отечественной почве элементы нового мышления и новой музыки первыми начали внедрять "Аквариум", "Странные Игры", "Кино", "ДК", "Автоматические удовлетворители", "Зебры" и т. д. Сегодня термин новая волна имеет смысл лишь как антитеза хэви-металлу и коммерческим формам 70-х (хард-рок, арт-рок и т. д.) |
вверх |
:: ПАНК-РОК |
(англ. "punk" - "шпана", "отребье"). У этого термина - богатая событиями и длинная биография. Впервые он прозвучал применительно к многочисленным самодеятельным (или "гаражным" - по обычному для них месту базирования) группам, возникшим в США после "Британского вторжения": грязное звучание плохих инструментов, выразительный минимализм и не связываемый цензурой текстовой эпатаж ограничили их популярность, но позволили сформировать собственную аудиторию. Позже нигилизм и монотонность панка были взяты на вооружение нью-йоркской артистической богемой, окружавшей клубы "Си-Би-Джи-Би" и "Макс Канзас Сити" (Патти Смит, "Television", "Ramones", "Blondie", "New York Dolls"), а от них перешли к клубной сцене Великобритании, боровшейся за выживание со стадионными шоу и напыщенной многозначительностью суперзвезд коммерческой сцены.
На короткое время (1976-1978) панк-рок стал наиболее популярным,хотя и безнадежно некоммерческим течением, однако к концу десятилетия, проложив дорогу новой волне, вернулся в клубы, откуда и началось его восхождение. Сегодня панк-рок и его многочисленные разновидности занимают довольно большой объём в общей массе выпускаемых записей. Большинство панк-групп имеют контракты с индифирмами и сохраняют радикально-критический взгляд на окружающую действительность.
В СССР пионерами панка стали группа "Автоматические Удовлетворители" Андрея "Свина" Панова и его немногочисленные последователи, среди которых, в частности, можно отметить "Народное Ополчение", "Объект Насмешек" и "Бригадный Подряд", а также эстонские "Трест Отбросов" и "Турист" Харди Вольмера. Позже сугубо подпольная панк-сцена возникла в Москве, где её основными представителями были "ДК", "Футбол", "Зебры", "Золотая Осень" и т. п.
В 1984 г. в Омске началась деятельность наиболее последовательной и концептуально смоделированной группы Егора Летова "Гражданская Оборона", которая породила волну подражаний и вместе с Тюменской "Инструкцией по Выживанию" инспирировала появление в Сибири мощного панк-движения.
С выходом этой музыки из подполья и исчезновением ореола запретности интерес к панк-року не упал, ибо радикализм его наиболее одарённых представителей (Летов, Свин, Ник Рок-н-Ролл) продолжает ломать всё ещё сушествующее табу в области морали. |
вверх |
:: ПОСТ-ПАНК |
(англ. "post punk" - "после панка"). Совокупность музыкальных форм, возникших в рок музыке после 1980 г. Часто в более узком смысле под пост-панком понимают генерацию групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на чистый гитарный (без синтезаторов и сэмплерной техники) звук: "Петля Нестерова", "Раббота Хо", "Беглец", "Дурное Влияние" и т. п. |
вверх |
:: РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ |
Одна из основных формул рока, сформирована в середине 50-х в Чикаго и, будучи имплантирована в белую британскую поп-сцену, дала жизнь большинству последующих направлений и форм собственного рока. В 60-х и 70-х ритм-энд-блюз у нас пытались играть многие, хотя мало у кого это получалось - отметить следует прежде всего Алекса Уайта (Алексей Белов) и "Удачное Приобретение" в Москве", Пита Андерсона в Риге, Юрия Ильченко, "Мифов" и "Манию" в Ленинграде и т. д. Сегодня блюз остаётся доминирующим элементом в творчестве рижского "Цемента", ленинградских "Опытов Александра Ляпина", донецкого "Дикого Мёда" и ряда других групп. В Риге и Харькове в конце 80-х проходили специализированные блюзовые фестивали. |
вверх |
:: РОК-ОПЕРА |
Стремление рок-музыкантов к усложнению и "академизации" своего слишком уж несерьёзного жанра, с одной стороны, и желание композиторов-академистов приблизиться к запросам широкой аудитории - с другой вызвали появление такой странной вещи, как рок-оперы. Если сочинения рок-музыкантов были, как правило, песенными циклами, мало похожими на настоящие оперы, но имеющими сквозной сюжет, то рок-оперы серьёзных композиторов (прежде всего Э. Л. Уэббера) приближались к традициям Брехта и Вайля, т. е. заменяли традиционные арии, дуэты и хоры мелодически ясными и напоминающими песни номерами, т. н. "зонгами". В русле той же традиции была написана и первая отечественная рок-опера А. Журбина и Ю. Димитрина "Орфей и Эвридика", исполненная в 1975 г. "Поющими Гитарами". Позже количество рок-опер увеличивалось с ужасающей быстротой, однако внимания среди них заслуживали немногие: "Фламандская Легенда" Р. Гринблата в исполнении тех же "Поющих Гитар", "Сказание о Емельяне Пугачёве" "Ариэля", "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось" А. Рыбникова, поставленные Московским Ленкомом при участии группы "Аракс". |
вверх |
:: РЭГГЕЙ |
Современная музыкальная традиция Ямайки. Сформировалась под воздействием более старых ритмо-мелодических структур Карибского архипелага, культовых песнопений и Нью-Орлеанского блюза 60-х на рубеже 70-х. Происхождение термина неясно, но впервые он прозвучал в песне "Toots & The Maytals" "Do The Reggae" (1968 г.). Формирование рэггей и сопутствующей стилю религиозно-философской концепции рас-тафарианизма (учения, призывающего к объединению и реэмиграции в Африку чернокожих всего мира) завершилось в начале 70-х и нашло воплощение в творчестве Боба Марли, Питера Тоша, Джимми Кпиффа и т. д. Вовлечение британских исполнителей рэггей в движение новой волны сделало их музыку массово популярной и вызвало появление белых эпигонов.
Элементы рэггей (характерные ритмические структуры, узнаваемое звучание перкуссии и баса, особая манера интонирования встречаются у многих групп (достаточно вспомнить "Вавилон" и "Аристократа" "Аквариума", "Брата Исайю" "Выхода" и т. п., хотя они и не имеют соответствующей философской подоплеки).
Наверное, единственной последовательной группой, играющей в нашей стране рэггей, остаётся калининградский "Комитет Охраны Тепла". |
вверх |
:: СКА |
Более архаичная, нежели рэггей, форма фольклора Ямайки. В 60-е была известна как БЛЮ-БИТ и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 60-70-х гг. чисто "расовой", музыка ска стала популярна в конце 70-х вместе с фольклором других этнических меньшинств с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой "2-Town" ("Selector", "Specials", "Beat"), что позволило ей добиться успеха на мировом уровне. Сегодня одной из наиболее близких к традициям ска групп являются "UB-40".
В нашей стране пионерами ска стали ленинградские "Странные Игры". Позже элементы ска успешно ассимилировали в своем творчестве и другие группы, в частности московская "Бригада С". |
вверх |
:: ХАРД-РОК |
(англ. "hard" - "жесткий"). Первоначально - энергичный и жесткий рок-н-ролл ранних рокеров - особенно в сравнении со "сладким" звучанием поп-звезд начала 60-х. В эпоху мерси-бита, блюз-бума, психоделии - на всем протяжении 60-х - хард-рок находился "в опале", но всегда находил свою аудиторию. В конце 60-х его агрессивное и динамичное звучание, усиленное звуком клавишных (ранее хард-рок обходился гитарами) и слегка "облагороженное" использованием элементов арт-рока и блюзовых ритмо-мелодических формул стало вновь актуально и популярно. Смыкаясь на одном фланге с ПРОГРЕССИВНЫМ РОКОМ, а на другом - с бескомпромиссными приверженцами традиционного буги, ХАРД-РОК успешно пережил семидесятые, хотя в конце десятилетия на время потерял публику, но три года спустя возродился "в составе" движения ХАРД-ЭНД-ХЭВИ. |
вверх |
:: ХЭВИ-МЕТАЛЛ |
Наряду с новой волной ХЭВИ-МЕТАЛЛ - наиболее популярное, но и наиболее коммерциализированное направление в роке 80-х.Хотя сам термин ХЭВИ-МЕТАЛЛ (как известно позаимствованный из книги Уильяма Берроуза "Обнажённый завтрак") используется с начала 70-х, современная школа стиля имеет слабое отношение к эстетике ХЭВИ и ХАРД-РОКА 70-х.
Нынешний ХЭВИ-МЕТАЛЛ возник в начале 80-х как реакция на непрофессионализм и коммерческую несостоятельность панк-рока, хотя его адепты, объединённые прессой под именем "новая волна британского хэви-металла" (отсюда и название!), прошли в большинстве своём школу панк-рока и позаимствовали у него темы, монотонность и некоторые исполнительские приёмы. Позже стилевое сходство сблизило их с исполнителями хард-рока, сохранившими верность своей музыке с 70-х. Совокупность всей "тяжёлой" музыки получила в прессе название ХАРД-ЭНД-ХЭВИ. Наиболее коммерчески успешная форма ХАРД-ЭНД-ХЭВИ - т. н. "мелодический" или "гармонический" металл - едва ли имеет отношение к року: это слегка утяжелённая (часто за счёт внешних атрибутов) поп-музыка. Внутри ортодоксального МЕТАЛЛА также имеется ряд течений, отличающихся набором стилевых приёмов, внешними атрибутами или тематикой (ТРЭШ, СПИД, БЛЭК-МЕТАЛЛ и т. п.). |
вверх |
|
|