БУКИНИСТ
Индекс книги: 00003.
ББК 78.303. Чтение. Читательские интересы.
Скорочтение.
Техника быстрого чтения. Самоучитель.
Первый печатный станок, который поставил производство книги на индустриальную основу, появился в 1448 году. Первый научный журнал начал издаваться во Франции в 1665 году. Сегодня количество печатных станков не поддается учету, а ежегодный прирост литературы в мире составляет более чем шестьдесят миллионов страниц.
Из всего обилия книг в течение жизни человек может прочесть не более 2-3 тысяч, если будет читать по 50 страниц ежедневно со скоростью 300 слов в минуту. Между тем за этот период (50-60 лет) к уже существующему наследию прибавится 20 млн. новых книг.
Разумеется, нельзя объять необъятное, однако понятно, сколь важно было бы повысить производительность чтения. Особенно остро эта проблема стоит перед журналистами, людьми, которые находятся на переднем крае борьбы с информационной лавиной.
Человек является творцом новой техники. Создавая все более совершенные механизмы и устройства, человек вместе с тем уже сегодня проигрывает машинам в некоторых видах деятельности. В самом деле, за последние 50 лет прогресс в вычислительной технике позволил увеличить быстродействие ЭВМ на порядки, а емкость их запоминающих устройств исчисляется в Гбайтах. А человек? Наблюдения ученых показали, что человек читает сегодня с такой же скоростью, как 100 и 200 лет тому назад. 150 - 200 слов в минуту - вот скорость, с которой читает большая часть людей.
Известно немало примеров феноменально быстрого чтения, достигающего тысячи и более слов в минуту. Очень быстро читали К. Маркс и В.И. Ленин, Л.Н. Толстой и Н.Г. Чернышевский, такие исторические деятели, как Наполеон и Джон Кеннеди. Но способность быстро читать не есть удел только выдающихся личностей. Как показали эксперименты, любой человек средних способностей может овладеть искусством быстрого чтения.
В самоучителе "Техника быстрого чтения" будут последовательно рассмотрены особенности процесса чтения, а также отдельные факторы психологического и физиологического характера, влияющие на него, предложены упражнения для выработки навыков быстрого чтения.
Подчеркиваем, что под быстрым чтением понимаем такое чтение, которое увеличивает объем воспринимаемой информации и обеспечивает ее полноценное смысловое усвоение и запоминание, не худшее, чем при чтении медленном. Излагаемая методика применима для чтения специальных, общественно-политических и научно-популярных текстов; на чтение художественных произведений она не рассчитана.
Сто страниц в час.
Методика быстрого чтения.
Можно выделить три основных недостатка традиционных методов чтения:
-
1. Артикуляция при чтении, или проговаривание того, что читается. При таком его скорость не превышает скорости речи и составляет обычно 150 слов в минуту. При артикуляции восприятие и переработка текстовой информации происходят с участием слухового канала, что является основной причиной медленной скорости чтения, так как пропускная способность слухового канала значительно ниже, чем зрительного.
- 2. Малое поле зрения при чтении. При традиционном методе чтения, когда воспринимаются буквы, в лучшем случае отдельные слова, поле зрения очень мало, вследствие этого глаз вынужден делать много остановок при считывании информации. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при остановках глаз и тем меньше число этих остановок, а чтение эффективнее.
- 3. Регрессии при чтении. Под этим понимаются возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям, когда происходит повторное чтение текста.
При обучении быстрому чтению ставится задача подавить рассмотренные "вредные привычки", замедляющие чтение, и воспитать новые, которые чтение ускоряют.
Модель процесса чтения.
Процесс чтения можно представить следующим образом. Читатель схватывает взглядом определенный фрагмент текста, который вначале обрабатывается в зрительном анализаторе. Затем осуществляется сложнейший процесс переработки полученного текстового сообщения, причем вначале производится речевой, а затем и слуховой анализ. В результате такой трехступенчатой обработки информации вырабатывается определенное решение: команда на выполнение регрессии для повторного считывания или команда на считывание следующего фрагмента текста. От того, как эти процессы организованы, зависит скорость чтения. Если при чтении возникает артикуляция - проговаривание того, что читается, то в этих случаях в переработке информации участвуют все три блока восприятия информации: зрительный, речевой, слуховой.
Научись читать быстро.
Самоучитель по курсу быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в три раза по сравнению с первоначальной; как правило, обучающиеся достигают скорости в 3 тысячи и более знаков (3 тысячи знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочитывать за час около ста книжных страниц среднего формата.