Издательство "Экономика". М. 1976 г. 255 с. 41 ил.
Оглавление:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАШИНОПИСИ.
Слепой метод письма и система его изучения.
Пишущая машина, ее устройство и эксплуатация.
Постановка руки. Отработка удара и ритма письма.
ИЗУЧЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ. ТЕХНИКА ПИСЬМА.
Основной ряд клавиатуры.
Верхний ряд клавиатуры.
Нижний ряд клавиатуры.
Четвертый ряд клавиатуры - знаки. Составление знаков. Сочетание знаков.
Четвертый ряд клавиатуры - цифры. Чесла однозначные и многозначные. Знаки. Цифры римские.
Совершенствование техники письма. Переход к письму текста. Правила письма текста. Исправление ошибок.
Учебно-тренировочный материал на развитие техники и повышение скорости письма.
Работы на скорость письма. Организация экзамена по машинописи.
Отдельные виды машинописных работ и приемы их выполнения.
ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Общие требования к оформлению документов.
Организационно-распорядительные и другие административные документы.
Работы с формой и графлением.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТАБЛИЦ.
Выполнение несложных таблиц без расчета с делением на равные графы.
Выполнение таблиц способом готового переноса формы и выписыванием контрольной строки.
Выполнение цифровых таблиц с точным расчетом.
Выполнение таблиц с вертикальным заполнением формы.
Конструирование цифровых таблиц с использованием постянной установки табулятора.
Выполнение цифровых таблиц с подклейкой.
Комплекс гимнастических упражнений на уроках машинописи.
Краткая рекомендация по изучению клавиатуры пишущей машины с латинским шрифтом.
В нашей стране непрерывно совершенствуется работа государственного аппарата. Большое значение придается качеству составления и оформления документов, изготовленных машинописным путем. Правильная организация работы с документами, в том число и организация машинописных работ, способствует совершенствованию работы государственного и управленческого аппарата.
Подготовка квалифицированных машинисток, секретарей, работников канцелярий, владеющих машинописью, - большое и нужное дело.
Машинистка - это профессия, овладеть которой можно лишь путем соответствующей подготовки. Непроизводителен труд тех машинисток, которые не владеют техникой современной машинописи - слепым десятипальцевым методом письма. Машинистка, овладевшая в достаточной степени слепым методом письма, совершенствуя его на практике, за короткий срок достигает полного автома-тизма движений пальцев и высокой производительности труда.
Слепой метод требует к себе серьезного подхода. Здесь недопустимы никакая поспешность, несоблюдение основного принципа постепенного перехода от простого к более сложному.
Машинопись - практическая дисциплина. На ее изучение должно быть уделено не менее 250-400 учебных часов. Наилучший результат достигается в том случае, когда занятия ведутся интенсивно, не менее трех-четырех раз в неделю. Если же учебное заведение не располагает такой возможностью и занятия проводятся реже, то необходимо уделять особое внимание повторению пройденного, домашним тренировкам, а главное - специальным тренировкам по развитию техники и повышению скорости письма. Несоблюдение этих требовании приводит к тому, что слепой метод письма окажется подмененным зрительным методом. В дальнейшем это, как правило, приводит к неудовлетворению избранной профессией.
Обучение машинописи - это сложный процесс, заключающийся в том, что учащимся систематически, последовательно сообщаются знания, необходимые для приобретения и закрепления практических навыков и доведения этих навыков до автоматизма. Обучение машинописи нельзя строить на случайном материале. Совсем не безразлично, что будет писать обучающийся машинописи. Все упражнения должны быть продуманно подобраны, не перегружены искусственными трудностями, мешающими основной цели - закреплению основ слепого метода письма.
Методически правильное преподавание должно привести учащихся к сознательному и прочному освоению слепого десятипальцевого метода письма. Наилучших результатов достигнут те преподаватели, которые смогут вызвать живой интерес к машинописи, воспитают и разовьют у учащихся уважение и любовь к будущей профессии.
Окончившие специальные курсы машинописи, как правило, имеют скорость письма 150-200 и более ударов в минуту, что позволяет им писать в среднем 4-5 страниц в час. За короткий срок практической работы их скорость повышается до 300-400 и более ударов, что дает возможность писать стандартную машинописную страницу текста за 4-6 мин.
Подготовка машинисток не исчерпывается освоением, письма на пишущей машине. Большое место в этой подготовке занимает изучение правил оформления различных машинописных работ, документов, цифровых таблиц. Преподавание этого материала должно отвечать современным требованиям, направленным на совершенствование канцелярской работы в целом.
Основная цель данного пособия - дать тот минимум теоретических и практических навыков и рекомендаций, который необходим для подготовки квалифицированных машинисток.
Весь учебный процесс в пособии изложен в систематическом порядке по принципу постепенного повышения трудности изучаемого материала. Каждой новой теме даются пояснения, необходимые примеры, упражнения, формы документов, цифровые таблицы.
Для того чтобы изучение "Курса современной машинописи" принесло наивысшую практическую пользу, недостаточно общего беглого ознакомления с его основными положениями. Необходимо углубленное изучение, как методики преподавания, так и всего процесса изучения машинописи и целом.
В пособии в достаточном объеме дается учебный материал. Кроме того, предполагается, что каждый преподаватель периодически должен обновлять и при необходимости расширять этот материал (тексты, формы документов, цифровые таблицы).
СЛЕПОЙ МЕТОД ПИСЬМА И СИСТЕМА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
Возможность безошибочно писать на пишущей машине, не глядя на клавиатуру, основана на строгом распределении ее клавишей между всеми десятью пальцами работающего, и твердой аппликатуре рук на клавиатуре пишущей машины.
Клавиатура пишущей машины скомпонована так, что в наиболее удобной, центральной ее части расположены наиболее часто употребляемые буквы, которые обслуживаются самыми сильными и развитыми пальцами - указательными и средними.
Свое название слепой метод получил в результате поиска способов обучения машинописи. Вначале прибегали к таким приемам, как завязывание глаз, закрытие клавиатуры и рук пишущего специальными приспособлениями, одевали резиновые колпачки на клавиши, т.е. "ослепляли" работу на клавиатуре.
Хотя в настоящее время разработана совершенно другая методика обучения, не требующая каких-либо специальных приемов "ослепления", термин "слепой метод" остался общепринятым.
В основу современного метода письма положено:
1) строго определенное расположение алфавита, цифр и знаков на клавиатуре пишущей машины независимо от ее системы. В настоящее время действует единый ГОСТ 6431-52 для клавиатур машин пишущих, счетнопишущих и телеграфных аппаратов;
2) строго определенное положение рук пишущего на клавиатуре пишущей машины, получившее название основной позиции. Наиболее удобным для основной позиции явился второй снизу ряд клавиатуры, который получил название основного ряда. Основная позиция постоянна: для правой руки - олдж и пропускной клавиш, для левой руки - авыф и пропускной клавиш;
3)строгое распределение клавиатуры на две зоны и закрепление клавишей каждой зоны за определенными пальцами соответственно правой и левой руки;
4) строгое соблюдение основного принципа дидактики - постепенного перехода от самых простых упражнений к более сложным, что обеспечивает возможность письма на пишущей машине, не глядя на клавиатуру.
Безошибочное и быстрое письмо по слепому методу основано на том, что частое повторение пальцами одних и тех же движений делает эта движения механическими и безошибочно точными. Но процесс автоматизации
движений не может возникнуть стихийно. Для его достижения необходима строго продуманная система обучения с последовательно поставленными целями и задачами.
Последовательность изучения и разработка определенного принципа освоения слепого метода письма сложились не сразу. Ранее существовал способ изучения клавиатуры по системе вертикальных рядов. Существенным недостатком этой системы является то, что в работу не могут быть введены сразу все пальцы, так как охватить всю клавиатуру сразу просто невозможно. Поэтому тренировка пальцев оказывается неравномерной. Осложняется подбор упражнений и нарушается дидактическая основа.
В настоящее время принят как единственный способ изучения клавиатуры по системе горизонтальных рядов. В основе этого метода лежит принцип одновременной, равномерной тренировки пальцев обеих рук и принцип постепенного перехода от самых простых движений к более сложным. Этим объясняется определенная последовательность в изучении рядов клавиатуры. Первым изучается второй (основной) ряд клавиатуры, на котором дана основ-ная позиция. Удары по клавишам, находящимся непосредственно под пальцами, являются наиболее простыми и легко запоминающимися. Движения к клавишам третьего (верхнего) ряда значительно проще, чем к клавишам первого (нижнего) ряда. В свою очередь, движения к первому ряду легче, чем движения к четвертому ряду. . .
Работа с музыкально-звуковым сопровождением
Быстрое и безошибочное письмо на пишущей машине - это, прежде всего, ритмичное письмо. С самого начала к учащимся предъявляются требования писать ритмично. Ритм письма на первых уроках определяется командой или счетом преподавателя. Команда дается на удар, на постановку рук на место после удара, на удар по пропускному клавишу и возврат на основную позицию. Затем эта команда заменяется счетом раз-два, раз-два, где раз - удар, два - возврат на основную позицию и т. д.
Таким образом, учащиеся получают первые представления о ритме письма (подробное объяснение значения ритма и приемов его отработки дается в разделе "Изучение клавиатуры").
Команда или счет в течение продолжительного времени очень трудоемкая работа, которая лишает преподавателя возможности делать учащимся необходимые замечания. Большую помощь в работе над ритмом дает применение ритмичного музыкального сопровождения в виде магнитофонной записи, грампластинок или записи ритма работы музыкального метронома.
Использование музыкального сопровождения при обучении машинописи в нашей стране впервые было осуществлено на факультете журналистики МГУ в 1962 г. Так же, как мы движемся в танце, подчиняясь определенному ритму музыки или счету (например, вальсируя под счет раз-два-три), пальцы машинистки могут совершать ритмичные удары под музыку определенного ритма, постепенно переходя от медленного к более быстрому.
Работа с применением музыкального сопровождения освобождает преподавателя от счета и дает возможность наблюдать за классом, делать своевременно необходимые замечания и оказывать помощь учащимся. Переходить к работе с музыкальным сопровождением следует лишь после того, как будут усвоены основные движения и поняты требования ритма под команду преподавателя.
Учащиеся очень легко включаются в работу под музыкальное сопровождение. Допустимый ритм письма при отработке первых упражнений - 60-70 ударов в минуту с постепенным увеличением до 80-100 ударов. В процессе изучения клавиатуры музыкальное сопровождение помогает быстрее усвоить ритмичное письмо. Однако возможности в скорости письма у учащихся остаются строго индивидуальными. Поэтому письмо с музыкальным сопровождением должно обязательно чередоваться с письмом самостоятельным. Причем на последнее должно отводиться основное, значительно большее время, особенно с повышением трудности упражнений.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПИСЬМА.
ПЕРЕХОД К ПИСЬМУ ТЕКСТА. ПРАВИЛА ПИСЬМА ТЕКСТА.
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК.
Общее понятие - техника письма - включает в себя ряд понятый, главными из которых являются: качество письма, хорошее расположение материала и скорость исполнения. Причем первое - качество - значительно предпочтительнее второму - скорости.
Про одну машинистку говорят: "Хорошо пишет, но медленно"; про другую: "... быстро пишет, но делает столько ошибок".
Какой же из них отдают предпочтение? Вероятнее всего - первой. Она пишет, хотя и не так быстро, но ее работа качественна, не требует переписывания. Вторая машинистка, написав работу быстро, но сделав много ошибок, должна будет затратить время на исправление ошибок или на переписывание работы вновь. Исправление ошибок отнимает массу времени. Как правило, машинописные работы не пишутся в одном экземпляре. Пропорционально количеству экземпляров увеличивается и количество ошибок. При письме работы в пяти экземплярах одна ошибка превращается в пять. А если таких ошибок несколько?