БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00032.
ББК 39.425.6. Спортивные суда.

15 проектов судов для любительской постройки.

Курбатов Д.А.

Издательство СУДОСТРОЕНИЕ. 1985 г. 416 стр. 362 рисунка.

Книга содержит описания и чертежи для постройки 15 малых судов для прогулок и туризма - гребных и моторных лодок, каютных катеров и парусных яхт. Приводятся сведения по основам судостроения и проектирования лодок различных типов, применяемым материалам и технологическим методам постройки корпусов. Пользуясь рекомендациями книги, судостроитель-любитель сможет правильно установить двигатель, сшить паруса и оборудовать судно для туристских плаваний.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся малым судостроением, водным туризмом и спортом. Она будет также полезна специалистам, занимающимся вопросами проектирования, постройки и эксплуатации малых судов.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Первые два издания этой книги вышли в свет в середине 70-х годов – в период, когда в нашей стране производство лодок, катеров и подвесных моторов для продажи населению достигло своего пика. В те годы промышленность ежегодно поставляла в торговую сеть свыше 150 тыс. лодок различных типов и около 200 тыс. подвесных моторов девяти разных моделей мощностью от 2 до 30 л.с. Все это количество успешно реализовывалось в торговой сети с дефицитом.

И даже в те годы находилось немало людей, которые брались за самостоятельную постройку малых судов. Косвенным свидетельством этому служит и то, что 17- тыс. экземпляров первых изданий были распроданы в сравнительно короткий срок. Значит, промышленное производство не могло полностью удовлетворить разнообразным требованиям, которые предъявляют любители отдыха на воде к конструкции и эксплуатационным качествам малых судов. В ассортименте серийной продукции отсутствовали комфортабельные катера, пригодные для длительных путешествий по водным путям, парусные и парусно-моторные суда, дешевые гребные лодки. Заводы медленно осваивали выпуск быстроходных мотолодок с новыми мореходными типами обводов, наиболее подходящими для плавания на крупных внутренних водохранилищах. Не поступали в магазины и легкие лодки, пригодные для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.

Немаловажным фактором обращения к самостоятельной постройке судов является и сам увлекательный, творческий процесс строительства. Приходится осваивать начала нескольких специальностей – судового сборщика, столяра, маляра, механика, парусного мастера и др. Судостроитель-любитель, даже если он создает судно по готовому проекту, всегда становится соавтором конструктора, ибо нередко ему приходится перерабатывать чертежи, вносить изменения, связанные с использованием более доступных материалов, двигателя, наконец, вызванные желанием сделать судно более комфортабельным. Естественно, что и плавание на судне, построенном своими руками, доставляет его владельцу наибольшее удовлетворение.

Неудивительно поэтому, что малый прогулочно-туристский флот страны постоянно пополняется тысячами лодок, катеров и яхт, построенных самостоятельно. В ряде районов Союза число судов-самоделок достигает 20 процентов и выше от общего числа зарегистрированных судов личного пользования.

Сейчас, спустя 10 лет после выхода первых изданий книги, обстановка в производстве малых судов и состав рекреационного флота накануне больших качественных изменений. Рынок оказался насыщенным большим количеством практически однотипных четырехместных глиссирующих мотолодок, рассчитанных на эксплуатацию с одним или двумя подвесными моторами мощностью по 25-30 л.с. Многих любителей высоких скоростей на воде уже не устраивают довольно большие расходы на содержание таких судов, прежде всего – на приобретение бензина. Ведь средняя мотолодка расходует на каждые 100 км пройденного расстояния под 30-сильным Вихрем 36-40 л горючего. Немалую роль в снижении популярности моторных лодок с подвесными моторами играют и ограничения в режиме их использования на ряде акваторий, которые введены органами местной власти и рыбнадзора как часть природоохранных мероприятий. По этим причинам магазины в последние годы оказались затоваренными лодками и моторами, а на стоянках заметно возросло число судов, практически не выходящих в течение навигации из гавани.

В тоже время не снижается интерес к самостоятельной постройке катеров, снабженных экономичными карбюраторными четырехтактными двигателями и даже дизелями, продолжается освоение водохранилищ и озер на самодельных яхтах и моторно-парусных судах. Снабжаются парусами байдарки и мотолодки. Владельцы судов различных типов стремятся повысить их комфортабельность и экономичность.

С учетом этих тенденций и подобраны публикуемые в данном издании 15 проектов гребных, моторных и парусных прогулочно-туристских судов. Все эти лодки прошли испытания на воде в различных условиях плавания и получили одобрение их владельцев. Ни один проект не дублирует заводские модели – проще и дешевле купить хотя бы и подержанную серийную мотолодку, чем повторить ее конструкцию самому.

Разделу, в котором публикуются чертежи, предшествует Азбука судостроения, где приведены основные сведения о мореходных качествах судов, их взаимосвязи с обводами корпуса, его объемными и весовыми характеристиками, а также сведения о движителях – гребных винтах, водометах и парусах. Знакомство с этим разделом позволит любителю принимать правильные конструктивные решения, в результате которых не пострадают эксплуатационные качества строящегося судна и прежде всего – безопасность плавания на нем.

Подготавливая это издание, автор ставил перед собой цель не только предоставить судостроителям-любителям ряд разнообразных по своему назначению и качествам проектов судов, но и снабдить их необходимыми справочными сведениями, которые могут потребоваться при постройке других лодок. Что касается описания процесса постройки каждой лодки, то выдерживался принцип: более подробно описывать простые по конструкции лодки, которые рекомендуются вниманию начинающих судостроителей.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Часть 1. Азбука судостроения.

Глава 1. Судно и его мореходные качества.

  1. Основные определения и главные размерения.
  2. Форма корпуса и теоретический чертеж.
  3. Плавучесть.
  4. Остойчивость.
  5. Непотопляемость.
  6. Ходкость.
  7. Движители.
  8. Какая будет скорость.
  9. Управляемость.
  10. Особенности движения парусных яхт.

Глава 2. Выбор проекта для постройки.

  1. Назначение и условия использования малых судов.
  2. Выбор типа двигателя и движителя.
  3. О возможности отступлений от основных элементов проекта.

Часть 2. Постройка судна.

Глава 3. Материалы и соединения деталей.

  1. Древесные пиломатериалы и фанера.
  2. Крепежные детали.
  3. Клеи и склеивание.
  4. Стеклопластик.
  5. Металлы.

Глава 4. Постройка корпуса судна.

  1. Рабочее место, приспособления, инструменты.
  2. Разбивка теоретического чертежа на плазе.
  3. Сборка корпуса на шпангоутах.
  4. Сборка корпуса на лекалах.
  5. Другие способы постройки малых судов.
  6. Наружная обшивка.
  7. Конструктивные детали деревянного корпуса.
  8. Монтаж палубы и рубок.
  9. Конопатка обшивки.
  10. Покрытие корпуса стеклопластиком.
  11. Шпаклевка и окраска корпуса.

Глава 5. Оборудование и снаряжение судна.

  1. Оборудование открытых моторных лодок и катеров.
  2. Оборудование каютных катеров и моторных лодок.
  3. Устройства и дельные вещи.
  4. Снабжение малых судов.
  5. Сигнально-отличительные огни.

Глава 6. Двигатели, движители и оборудование.

  1. Подвесные моторы.
  2. Стационарные двигатели.
  3. Системы охлаждения.
  4. Общие требования к установке двигателя на катере. Топливные баки.
  5. Реверсивно-редукторные передачи.
  6. Монтаж двигателя и гребного вала на катере.
  7. Электрооборудование.
  8. Изготовление гребных винтов.

Глава 7. Парусное вооружение яхт.

  1. Рангоут и такелаж.
  2. Такелажные работы.
  3. Как сшить парус.
  4. Дельные вещи для парусных судов.

Часть 3. Пятнадцать проектов.

Глава 8. Гребные лодки.

Глава 9. Моторные лодки.

Глава 10. Катера.

Глава 11. Яхты.