Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
15 проектов судов для любительской постройки.
Курбатов Д.А.
Издательство СУДОСТРОЕНИЕ. 1985 г. 416 стр. 362 рисунка.
Книга содержит описания и чертежи для постройки 15 малых судов для прогулок и туризма - гребных и моторных лодок, каютных катеров и парусных яхт. Приводятся сведения по основам судостроения и проектирования лодок различных типов, применяемым материалам и технологическим методам постройки корпусов. Пользуясь рекомендациями книги, судостроитель-любитель сможет правильно установить двигатель, сшить паруса и оборудовать судно для туристских плаваний.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся малым судостроением, водным туризмом и спортом. Она будет также полезна специалистам, занимающимся вопросами проектирования, постройки и эксплуатации малых судов.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Первые два издания этой книги вышли в свет в середине 70-х годов – в период, когда в нашей стране производство лодок, катеров и подвесных моторов для продажи населению достигло своего пика. В те годы промышленность ежегодно поставляла в торговую сеть свыше 150 тыс. лодок различных типов и около 200 тыс. подвесных моторов девяти разных моделей мощностью от 2 до 30 л.с. Все это количество успешно реализовывалось в торговой сети с дефицитом.
И даже в те годы находилось немало людей, которые брались за самостоятельную постройку малых судов. Косвенным свидетельством этому служит и то, что 17- тыс. экземпляров первых изданий были распроданы в сравнительно короткий срок. Значит, промышленное производство не могло полностью удовлетворить разнообразным требованиям, которые предъявляют любители отдыха на воде к конструкции и эксплуатационным качествам малых судов. В ассортименте серийной продукции отсутствовали комфортабельные катера, пригодные для длительных путешествий по водным путям, парусные и парусно-моторные суда, дешевые гребные лодки. Заводы медленно осваивали выпуск быстроходных мотолодок с новыми мореходными типами обводов, наиболее подходящими для плавания на крупных внутренних водохранилищах. Не поступали в магазины и легкие лодки, пригодные для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.
Немаловажным фактором обращения к самостоятельной постройке судов является и сам увлекательный, творческий процесс строительства. Приходится осваивать начала нескольких специальностей – судового сборщика, столяра, маляра, механика, парусного мастера и др. Судостроитель-любитель, даже если он создает судно по готовому проекту, всегда становится соавтором конструктора, ибо нередко ему приходится перерабатывать чертежи, вносить изменения, связанные с использованием более доступных материалов, двигателя, наконец, вызванные желанием сделать судно более комфортабельным. Естественно, что и плавание на судне, построенном своими руками, доставляет его владельцу наибольшее удовлетворение.
Неудивительно поэтому, что малый прогулочно-туристский флот страны постоянно пополняется тысячами лодок, катеров и яхт, построенных самостоятельно. В ряде районов Союза число судов-самоделок достигает 20 процентов и выше от общего числа зарегистрированных судов личного пользования.
Сейчас, спустя 10 лет после выхода первых изданий книги, обстановка в производстве малых судов и состав рекреационного флота накануне больших качественных изменений. Рынок оказался насыщенным большим количеством практически однотипных четырехместных глиссирующих мотолодок, рассчитанных на эксплуатацию с одним или двумя подвесными моторами мощностью по 25-30 л.с. Многих любителей высоких скоростей на воде уже не устраивают довольно большие расходы на содержание таких судов, прежде всего – на приобретение бензина. Ведь средняя мотолодка расходует на каждые 100 км пройденного расстояния под 30-сильным Вихрем 36-40 л горючего. Немалую роль в снижении популярности моторных лодок с подвесными моторами играют и ограничения в режиме их использования на ряде акваторий, которые введены органами местной власти и рыбнадзора как часть природоохранных мероприятий. По этим причинам магазины в последние годы оказались затоваренными лодками и моторами, а на стоянках заметно возросло число судов, практически не выходящих в течение навигации из гавани.
В тоже время не снижается интерес к самостоятельной постройке катеров, снабженных экономичными карбюраторными четырехтактными двигателями и даже дизелями, продолжается освоение водохранилищ и озер на самодельных яхтах и моторно-парусных судах. Снабжаются парусами байдарки и мотолодки. Владельцы судов различных типов стремятся повысить их комфортабельность и экономичность.
С учетом этих тенденций и подобраны публикуемые в данном издании 15 проектов гребных, моторных и парусных прогулочно-туристских судов. Все эти лодки прошли испытания на воде в различных условиях плавания и получили одобрение их владельцев. Ни один проект не дублирует заводские модели – проще и дешевле купить хотя бы и подержанную серийную мотолодку, чем повторить ее конструкцию самому.
Разделу, в котором публикуются чертежи, предшествует Азбука судостроения, где приведены основные сведения о мореходных качествах судов, их взаимосвязи с обводами корпуса, его объемными и весовыми характеристиками, а также сведения о движителях – гребных винтах, водометах и парусах. Знакомство с этим разделом позволит любителю принимать правильные конструктивные решения, в результате которых не пострадают эксплуатационные качества строящегося судна и прежде всего – безопасность плавания на нем.
Подготавливая это издание, автор ставил перед собой цель не только предоставить судостроителям-любителям ряд разнообразных по своему назначению и качествам проектов судов, но и снабдить их необходимыми справочными сведениями, которые могут потребоваться при постройке других лодок. Что касается описания процесса постройки каждой лодки, то выдерживался принцип: более подробно описывать простые по конструкции лодки, которые рекомендуются вниманию начинающих судостроителей.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Часть 1. Азбука судостроения.
Глава 1. Судно и его мореходные качества.
Глава 2. Выбор проекта для постройки.
Часть 2.
Постройка судна.Глава 3. Материалы и соединения деталей.
Глава 4. Постройка корпуса судна.
Глава 5. Оборудование и снаряжение судна.
Глава 6. Двигатели, движители и оборудование.
Глава 7. Парусное вооружение яхт.
Часть 3.
Пятнадцать проектов.Глава 8. Гребные лодки.
Глава 9. Моторные лодки.
Глава 10. Катера.
Глава 11. Яхты.
|