БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00036.
ББК 39.428. Малые суда.

ПИОНЕР-СУДОСТРОИТЕЛЬ

И. Симонович.

Издательство ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 140 стр. 99 рис.

 

Из книги:

ВОДОИЗМЕЩАЮЩИЕ СУДА.

Водоизмещающие суда, как известно из знаменитого закона Архимеда, плавают за счет силы поддержания, равной весу или, что то же самое, объему воды, вытесненной погруженной частью корпуса. Степень погружения корпуса в воду практически не зависит от скорости перемещения судна.

Продвигаясь, оно разрезает толщу воды, расталкивает значительные ее массы и образует довольно большие волны. На это тратится, пожалуй, львиная доля мощности двигателя.

Величина волнового сопротивления зависит от формы судна и скорости его движения. Очевидно, что тупоносое судно вызовет при движении гораздо большие волны, чем остроносое; удлиненное судно испытывает значительно меньшее сопротивление, чем короткое того же водоизмещения. Судно, двигающееся с большей скоростью, вызывает и большую волну.

Помимо волнового сопротивления, движению в воде препятствуют и силы трения. Казалось бы, вода очень подвижна и текуча, однако, сопротивление трения в ней достаточно велико, в особенности для шероховатых поверхностей. Вот эти-то два вида сопротивления и создают непреодолимое препятствие для увеличения скорости водоизмещающих судов. Практически и теоретически доказано, что для увеличения скорости такого судна вдвое, мощность его двигателя надо повысить в восемь раз; желание увеличить скорость втрое влечет за собой необходимость установки двигателя мощностью, в двадцать семь раз превышающей первоначальную.

На деле это значит: если четырехместная моторная лодка водоизмещающего типа развивает скорость 20 км в час при двигателе 10 л.с., то для того, чтобы она могла идти со скоростью 60 км в час, нужен двигатель в 270 л.с. Очевидно, сделать это просто не удастся, так как вес подобного двигателя превышает грузоподъемность лодки.

В 1913 году в России был построен эсминец Новик. Он был самым быстроходным кораблем своего времени (70 км в час) и послужил образцом для строительства кораблей такого типа во всех иностранных флотах. С тех пор прошло полвека, а скорость даже самых быстроходных военных кораблей, несмотря на значительно увеличившиеся мощности установок и кропотливую, упорную работу по улучшению формы корпуса, повысилась очень мало. Увеличение скорости водоизмещающих судов натолкнулось на барьер, преодолеть который, казалось, нет возможности. Однако ум, талант и трудолюбие человека способны преодолевать непреодолимое. Напряженные поиски судостроителей привели к блестящему решению – был создан глиссер.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ПУТИ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ.

ВАША СУДОВЕРФЬ.

ЗНАКОМЬТЕСЬ – КОРПУС СУДНА.

ДВИГАТЕЛИ И ДВИЖИТЕЛИ.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПОСТРОИТЬ САМИ.

ВАМ ВЕСТИ СУДА.