Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Изготовление чучел птиц, скелетов и музейных препаратов.
ТАКСИДЕРМИЯ ПТИЦ
Автор М.А. Заславский.
Книга
М.А. Заславского “Изготовление чучел птиц, скелетов и музейных препаратов”, 252 стр., 97 рисунков, фотографии экспонатов.ПРЕДИСЛОВИЕ
Основным элементом современного зоологического, естественноисторического или краеведческого музея являются чучела и модели разнообразных животных. Они могут экспонироваться как одиночными экземплярами, так и целыми сериями в систематической части музейной коллекции, могут быть включены в биологические группы или диорамы, посвященные различным географическим зонам земного шара или же более узким региональным подразделениям внутри страны. От качества чучел, от того, насколько точно и правдиво отражают они объективную реальность, в данном случае отдельные виды животных, в значительной степени зависит доходчивость экспозиции, а следовательно, и ее значение в педагогическом процессе. К сожалению, это основное требование, предъявляемое к этим элементам экспозиции, далеко не всегда соблюдается. Сплошь и рядом наши фабрики наглядных пособий выпускают продукцию, лишь отдаленно напоминающую естественные оригиналы. Естественно, что подобные наглядные пособия оказывают резко отрицательное влияние на пользующихся ими, вызывая у них превратные представления о природе и закономерностях познаваемых явлений.
Причиной отмеченных недостатков является незнание современных методов таксидермической техники, позволяющей создавать как отдельные чучела, так и целые их комплексы (биогруппы, диорамы) не только научно, биологически грамотно, но и привлекающими взгляд посетителя, доставляющими ему художественно-эстетическое удовлетворение.
Отсутствие соответствующих учебных заведений, крайняя разобщенность в работе наших таксидермистов при крайней бедности специальной литературы - таковы основные причины отставания отечественной таксидермии. В самом деле, большинство мастеров - И. Г. Вознесенский, Ф. Е. Федулов, Ф. К. Лоренц, М. А. Колин, -
именами которых гордится отечественная таксидермия, были лишь талантливыми самоучками, к сожалению не передавшими своего богатого опыта потомкам. Исключением является лишь С. К. Приходко, прошедший хорошую школу у знаменитого немецкого таксидермиста Керца. Это и понятно, если учесть, что с 40-х годов прошлого века, когда прекратила свое существование находившаяся при Зоологическом музее препараторская школа, в стране не было ни одного учебного заведения, готовящего столь необходимые кадры. К сожалению, положение не изменилось и до сих пор. Давно пора подумать о создании специальных учебных заведений, которые бы выпускали мастеров, владеющих всем богатым арсеналом технических средств современной таксидермии. Слишком богат этот арсенал, слишком многими знаниями и навыками должен теперь обладать таксидермист, чтобы путем самообучения достигнуть требуемого качества выпускаемой им продукции. Хорошее знание анатомии и биологии животных, владение методами скульптурной лепки и формовки, точное знание физико-химических свойств используемых в работе материалов, наличие художественных вкусов и чутья - вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать современный таксидермист. Совершенно очевидно, что получить указанный комплекс знаний и навыков можно только в результате длительного процесса планомерного обучения.Автор предлагаемого труда М. А. Заславский, подобно большинству отечественных таксидермистов, прошел очень трудный путь самоучки. Еще в детские годы, будучи юннатом кружка при Ленинградском зоосаде, он учился основам препарирования и набивки чучел у руководителя кружка Н. Л. Соколова, увлекся изготовлением чучел и пронес этот интерес через всю жизнь, став ведущим специалистом в области таксидермии в нашей стране. Свыше 30 лет работает он в этой области. Многие экспонаты Сельскохозяйственного музея (ныне передан в Ленинградский сельскохозяйственный институт), музея им. П. Ф. Лесгафта, учебного музея при кафедре зоологии ЛГУ им. А. А. Жданова и многих других музеев нашего города созданы его руками. Но лучшие из работ М. А. Заславского находятся в Зоологическом музее АН СССР, сотрудником которого он является с 1946 г. За это время им создано много чучел, большое число биогрупп. В 1963 г. им же создана первая диорама Зоологического музея “Птичий базар”. Многие его работы, такие, как биогруппы “Императорские пингвины”, “Сайгаки”, “Бобры”, “Коралловый риф” и многие другие, пользуются большой популярностью у посетителей.
Прекрасное знание природы, тонкая наблюдательность, замечательное мастерство и художественный вкус отличают большинство работ Михаила Абрамовича. Глядя на них, трудно поверить, что их сделал мастер-самоучка. И все же это так. У него не было ни учителей, ни руководств. Однако у Михаила Абрамовича много учеников, в разные годы приезжавших из различных мест нашей необъятной родины и даже из-за рубежа. Всем им он щедро передавал свой богатый опыт и редкостное мастерство. Много сделано им и по организации отделов природы музеев в различных городах нашей страны (Киеве, Москве, Нукусе, Таллине и др.). Личным участием и консультацией он способствовал обогащению экспозиционных фондов этих музеев.
Хорошо понимая все недостатки в постановке таксидермии, остро сознавая необходимость издания серии руководств по этому предмету, в последние годы М. А. Заславский отдает много энергии писательскому труду. В 1964 г. вышла в свет его первая книга “Новый метод изготовления чучел”. В ней автор обобщил свои многолетние изыскания в деле разработки новых, более совершенных способов изготовления чучел животных.
Предлагаемая книга посвящена более узкому вопросу. Она является руководством по таксидермии птиц. В ней рассматриваются различные способы изготовления птичьих чучел, а также скелетов и анатомических препаратов этих животных. Как и в первой книге, здесь содержится немало нового оригинального материала. Помимо этого, автор останавливается и на вопросах хранения и консервации коллекционного материала. Насколько известно, подобного полного руководства нет не только в отечественной, но и во всей мировой литературе.
Книга М. А. Заславского будет полезна не только таксидермисту-профессионалу, но и всем тем, кто так или иначе в своей деятельности соприкасается с коллекционным материалом. В первую очередь это относится к музейным работникам, преподавателям биологии, студентам, а также руководителям кружков юных натуралистов и их воспитанникам. Многое сможет почерпнуть здесь и охотник, желающий сохранить свои трофеи, и любитель природы, отдающий свой досуг коллекционированию ее разнообразных произведений.
Настоящая книга - новый вклад в дело развития отечественной таксидермии, в создании музейных экспозиций в нашей стране.
К. Юрьев.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава 1. Препарирование и обработка птичьих шкурок.
Сбор птиц. Подготовка птицы к препарированию. Снятие размеров для научных целей. Обычное препарирование. Снятие шкурки со спинной стороны. Промысловая съемка шкур трубой. Препарирование большеголовых птиц.
Пресно-сухая консервация. Сухо-соленая консервация. Кислотная консервация. Спиртовая консервация.
Чистка крыльев. Чистка ног. Чистка хвостового отдела. Удаление жира. Очистка мездры птичьей шкурки от прирезей мышц. Расчистка очинов перьев.
Отмока. Расчистка мездры. Обезжиривание и мытье очень жирных шкур. Пикелевание окуночное. Пикелевание намазью. Сушка. Отволаживание. Разбивка. Очистка пера.
Нажор.
Обезжиривание и мытье птичьей шкурки. Сушка пера. Починка птичьей шкурки и ремонт разбитых частей скелета. Протравливание шкуры ядом. Протравливание мышьяком. Заменители мышьяковистых препаратов.
Глава 2. Изготовление научно-коллекционных тушек.
Глава 3. Изготовление чучел птиц.
Приготовление искусственного туловища. Набивка головы. Установка шеи чучела. Работа над позой птицы. Установка крыльев. Моделировка грудной части чучела. Монтировка ног. Подбивка чучела и монтировка хвостового отдела. Оформление чучела. Вставка искусственных глаз.
Техника изготовления чучела. Монтировка чучела. Набивка.
Пластилиновая модель. Рабочий чертеж. Каркас для лепки. Монтировка конечностей птицы. Навешивание деревянных крестов.
ЛЕПКА ФИГУРЫ. Первый наброс. Второй наброс. Первая примерка шкуры. Спиртовая консервация. Лепка. Вторая примерка шкуры.
ФОРМОВКА. Подготовительные работы. Нанесение границ при подготовке формовки. Работа с гипсом. Нанесение первого слоя гипса. Нанесение второго слоя гипса. Укладка металлической арматуры. Нанесение третьего слоя гипса. Разборка гипсовой формы. Отделка и ремонт гипсовых форм. Подготовка формы для изготовления оттиска.
БУМАЖНЫЙ ОТТИСК. Выклейка. Сушка оттиска. Извлечение оттиска.
СБОРКА БУМАЖНОЙ ФИГУРЫ. Подготовка к сборке.
КОСМЕТИКА БУМАЖНОЙ ФИГУРЫ.
ОТТИСК НА ПОЛИЭФИРНОЙ СМОЛЕ. Приготовление поливинилового спирта. Нанесение слоев оттиска на полиэфирной смоле. Техника выклейки оттиска на полиэфирной смоле.
ПОДГОТОВКА ШКУРЫ И НАДЕВАНИЕ НА СТЕЛЛАЖ. Подготовка шкуры. Мытье и сушка шкуры. Протравливание шкуры ядом. Надевание подготовленной шкуры на модель. Техника установки глаза.
Подготовка головы птицы к формовке. Комбинированная формовка. Нанесение парафино-восковой смеси. Дополнительная работа с натурным объектом. Изготовление гипсовой модели. Извлечение из формы гипсового муляжа. Окрашивание гипсового муляжа. Кусковая формовка.
Гипсовая форма. Приготовление жидкой массы. Отливка муляжа.
Формовка. Дополнительная окраска восковых муляжей гребней. Изготовление гребней из гипса.
Приготовление рамы-коробки для композиции. Изготовление барельефа из чучела. Изготовление скульптурного барельефа. Живописный фон. Применение крупноформатных фотографий для фона. Сборка и установка деталей.
Стандартная музейная подставка. Изготовление искусственного древесного сука. Изготовление искусственных пней. Изготовление искусственного камня, уступа скалы и т.д.
Выдавливание из пластмассы. Обточка. Отливка.
Глава 4. Приготовление музейных препаратов.
Сбор и фиксация материала для научной коллекции. Техника консервации.
Посуда. Способы укрепления материала на пластине из обычного или органического стекла. Приготовление растворов для заливки препаратов. Заклейка стеклянных банок с препаратами.
Изготовление прямоугольной посуды. Изготовление цилиндров.
Техника приготовления планшетов.
Подготовка объекта. Фиксация и уплотнение тканей в горячей жидкости. Частичное восстановление естественной окраски. Дополнительная фиксация объекта смесью глицерина с формалином. Окончательная обработка объекта.
Физико-механические свойства полимеров. Подготовка биологических объектов для заделки в пластик.
Метилметакрилат. Полиэфирная смола. Полировка блока.
Клееные витринки. Изготовление цельнокроеных витринок.
Глава 5. Приготовление скелетов.
Приготовление и сбор сырых скелетов в экспедиционных условия. Подготовка скелетов к мацерации. Мацерация гниением. Очистка костей от мышц при помощи насекомых и их личинок, морскими и пресноводными беспозвоночными.
Мацерация органическими препаратами. Мацерация неорганическими препаратами.
Глава 6. Музейное дело
.Дихлорэтан или хлористый этилен. Бромистый этил. Четыреххлористый углерод. Парадихлорбензол.
Музейное здание. Освещение. Температура и влажность. Расположение витрин, биологических групп, диорам. Витрины. Диорамы.
|