Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Устройство, техническое обслуживание
и ремонт легковых автомобилей.
С.К. Шестопалов.
Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Изд. центр “Академия”, 1998. - 544 с, ил.
В учебнике рассматривается устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей марок АЗЛК, ВАЗ, ЗАЗ и ИЖ на примере базовых моделей ВАЗ-2109, АЗЛК-2141-01 и -21412-01 ЗАЗ-1102 с переднеприводной схемой компоновки, моделей ВАЗ-2105 и ИЖ-21251 с классической схемой компоновки, а также выпускаемых в настоящее время модификаций базовых моделей, оборудованных системами впрыска бензина. Приводятся сведения по основам организации технического обслуживания и ремонта, рассматриваются основные неисправности агрегатов, механизмов и систем автомобиля, их признаки, причины возникновения, способы обнаружения и устранения.
ВВЕДЕНИЕ
Первые автомобили в России были собраны на заводах АО “Дукс” и “Фрезе и К°” в 1890 г. Наиболее крупным предприятием до первой мировой войны являлся Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, где в 1908 г. началась сборка легковых автомобилей "Руссо-Балт" сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного производства. С 1908 по 1915 гг. на этом заводе было произведено около 700 автомобилей, в том числе грузовых. В этот же период автомобили выпускали также несколько более мелких предприятий, на которых собирали автомобили из импортных частей или изготавливали кузова, устанавливаемые на шасси автомобилей зарубежных фирм.
Однако началом развития отечественного автомобилестроения считается 1924 г., когда на московском заводе АМО (ныне Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева — ЗИЛ) были изготовлены первые отечественные грузовые полуторатонные автомобили АМО-Ф-15 с двигателем мощностью 30 л. с.
Первые отечественные легковые автомобили марки НАМИ-1 с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18,5 л. с. и с кузовом типа “фаэтон” были выпущены в 1927 г. на Московском заводе “Спартак”. Дальнейшее интенсивное развитие производства легковых автомобилей связано с введением в строй в 1931-1932 гг. вновь построенного Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), а также реконструированного завода АМО в Москве (с 1934 г. завод имени Сталина, ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева — ЗИЛ).
В 1932 г. на ГАЗе начали производство легкового автомобиля ГАЗ-А с четырехцилиндровым двигателем мощностью 42 л. с. с кузовом типа “фаэтон”. Дальнейшее расширение производства и совершенствование конструкций легковых автомобилей на ГАЗе было направлено в основном на выпуск легковых автомобилей среднего класса, среди которых были ГАЗ-20 “Победа” (1946-1958), ГАЗ-12 (1950-1959), ГАЗ-21 “Волга” (1956-1970), ГАЗ-24 “Волга” (1970-1986), ГАЗ-24-10 (с 1986 г.), а также автомобилей большого класса ГАЗ-13 “Чайка” (1959-1981) и ГАЗ-14 “Чайка” (1977-1989). Наиболее современными моделями легковых автомобилей ГАЗ являются ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и
ГАЗ-3110.На заводе ЗИЛ, специализирующемся в основном на производстве грузовых автомобилей, выпускались легковые автомобили только большого и высшего класса: ЗИС-101 (1936-1941), ЗИС-110 (1946-1958), ЗИЛ-114 (1967-1978), ЗИЛ-117 (с 1971 г.) и ЗИЛ-4104 (с 1978 г.) в достаточно ограниченном количестве.
В 1940 г. на Московском автомобильном заводе КИМ (бывший филиал ГАЗа — Московский завод малолитражных автомобилей МЗМА, ныне АЗЛК) были выпущены первые отечественные легковые малолитражные автомобили КИМ-10. Массовый выпуск малолитражных автомобилей для продажи населению на МЗМА начался с 1947 г, когда был выпущен автомобиль “Москвич-401” (1947-1956) с двигателем 1,07 л мощностью 26 л. с. В результате последующих модернизаций на заводе был создан достаточно совершенный для своего времени и весьма популярный малолитражный автомобиль “Москвич-412”, а затем усовершенствованная модель “Москвич-2140”, которая выпускалась с 1976 по 1988 г. С 1986 г. АЗЛК перешел к выпуску современных переднеприводных малолитражных автомобилей АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412, а с 1990 г. — АЗЛК-2141-01 и АЗЛК-21412-01.
С 1967 г. автомобили “Москвич-412 ИЭ” начал выпускать Ижевский машиностроительный завод. С 1973 г. на Ижевском заводе началось производство “Москвичей” с пятидверным кузовом модели ИЖ-2125, а с 1982 г. — усовершенствованной модели ИЖ-21251. В настоящее время на Ижевском заводе приступили к производству новой модели легкового автомобиля ИЖ-2126 и продолжают выпуск грузовых автомобилей ИЖ-2715 (фургон) и ИЖ-27151 (пикап), а также грузопассажирской модификации ИЖ-27152 на базе легкового автомобиля “Москвич-412 ИЭ”.
В 1960 г. на украинском Запорожском автомобильном заводе (ЗАЗ) было начато производство автомобилей особо малого класса ЗАЗ-965 “Запорожец” с расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. с. Позднее был освоен выпуск более современных моделей ЗАЗ-966 (1967-1971), ЗАЗ-968 (1970-1979), ЗАЗ-968М (с 1979 г.). В настоящее время на ЗАЗе выпускают переднеприводной легковой автомобиль особо малого класса ЗАЗ-1102 “Таврия” с трехдверным кузовом, а также модель ЗАЗ-1105 с пятью дверьми.
Большим шагом вперед в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй в 1970 г. Волжского автомобильного завода (ВАЗ), ставшего ведущим в стране предприятием в области легкового автомобилестроения. Его первой моделью был автомобиль ВАЗ-2101. Вслед за ним были выпущены более мощные и комфортабельные модели: ВАЗ-2103, -21011, -2106, -2105, -2107, модели ВАЗ-2102 и -2104 с кузовом "универсал" и полноприводный автомобиль ВАЗ-2121 “Нива”. В 1984 г. на ВАЗе началось производство первого в стране переднеприводного малолитражного автомобиля ВАЗ-2108, а затем ВАЗ-2109. В настоящее время на ВАЗе расширяется производство переднеприводных автомобилей ВАЗ-
2108, -2109 и -21099 наряду с продолжением производства автомобилей с классической схемой компоновки ВАЗ-2104, -2105, -2106 и -2107, а также начато производство новой переднеприводной модели ВАЗ-2110. Кроме того, на ВАЗе и на Камском автозаводе (КамАЗ) совместно разработали и производят переднеприводные легковые автомобили особо малого класса ВАЗ-1111 “Ока”.В настоящей книге рассматривается устройство, техническое обслуживание и ремонт наиболее массовых и современных моделей легковых автомобилей с передним приводом — ВАЗ-2109, ЛЗЛК-2141-01, -21412-01, ЗАЗ-1102 и с классической схемой компоновки— ВАЗ-2105 и ИЖ-21251. Выбор указанных базовых моделей легковых автомобилей позволил в значительной степени охватить все многообразие моделей и модификаций отечественных малолитражных легковых автомобилей.
Выбор базовой модели ВАЗ-2109 позволил отразить также особенности обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099, отличающихся практически только устройством кузова.
Автомобили АЗЛК-2141-01 и -21412-01 являются наиболее современными модификациями базовой модели АЗЛК-2141 и рассмотрение особенностей их устройства, технического обслуживания и ремонта позволяет охватить всю гамму модификаций автомобилей АЗЛК, унифицированных с базовой моделью.
Выбор базовой модели ВАЗ-2105 позволил рассмотреть особенности технического обслуживания и ремонта практически всех моделей ВАЗ с классической схемой компоновки (ВАЗ-2101-2107) в связи со значительной унификацией их узлов и агрегатов. Двигатели, устанавливаемые на автомобили ВАЗ с классической схемой компоновки, имеют однотипную конструкцию и отличаются только мощностными характеристиками за счет изменения их литража и степени сжатия. Конструктивно это обеспечено в основном изменением геометрических параметров отдельных деталей кривошипно-шатунного механизма (размеров цилиндров в блоке, диаметра и хода поршней). В отличие от других двигателей ВАЗ, устанавливаемых на автомобили с классической схемой компоновки, двигатель 2105 имеет вместо цепного ременный привод распределительного вала. Однако учитывая, что устройство цепного привода распределительного вала двигателей ВАЗ изложено при рассмотрении устанавливаемого на автомобиль АЗЛК-2141-01 двигателя ВАЗ-2106, в книге отражены особенности практически всех моделей двигателей ВАЗ
. Трансмиссия всех автомобилей ВАЗ с классической схемой компоновки также имеет аналогичное с ВАЗ-2105 устройство и отличается у различных моделей лишь передаточными числами коробки передач и главной передачи, которые должны соответствовать мощности установленного двигателя. Практически все узлы и детали передней и задней подвесок, ступицы с колесами и механизмы управления на заднеприводных моделях автомобилей ВАЗ также унифицированы (из основных отличий отметим повышенную жесткость пружин задней подвески автомобилей с кузовом “универсал” и отсутствие вакуумного усилителя тормозов на первых моделях автомобилей ВАЗ). Основные конструктивные различия заднеприводных автомобилей ВАЗ имеются лишь в элементах кузова (облицовке, оперении, внутренней отделке) и системы электрооборудования (приборах освещения и сигнализации).Выбор модели ИЖ-21251 позволил рассмотреть особенности технического обслуживания и ремонта практически всех заднеприводных “Москвичей” как Ижевского завода (кроме новой модели ИЖ-2126), так и выпускавшихся ранее на АЗЛК “Москвичей-2140”, поскольку они имеют однотипную конструкцию и отличаются только конструкцией кузова, отдельных элементов тормозной системы и некоторых элементов электрооборудования (в основном приборов освещения и световой сигнализации).
Таким образом, выбор рассматриваемых в настоящем учебном пособии базовых моделей автомобилей позволил в ограниченном объеме книги охватить все наиболее массовые “семейства” отечественных малолитражных легковых автомобилей и привести сведения по особенностям их технического обслуживания и ремонта, необходимые для подготовки автомехаников.
Кроме того, учитывая, что большинство зарубежных фирм уже перешло или переходит к выпуску автомобилей с системами впрыска бензина, которые более совершенны по сравнению с карбюраторными системами питания, в книге приведены материалы по системам впрыска, устанавливаемым на ряде модификаций отечественных автомобилей (на автомобилях ВАЗ-21093-20, -21102, -21044 и -21214). Данные системы являются весьма перспективными, поскольку повышают топливную экономичность автомобилей и уменьшают содержание вредных веществ в отработавших газах, а следовательно более экологичны. Указанные обстоятельства обусловливают предстоящее в ближайшее время значительное увеличение выпуска автомобилей с системами впрыска и преимущественное их использование, особенно в крупных городах в целях улучшения в них экологической обстановки.
Совершенствование эксплуатационных свойств автомобилей связано с усложнением их конструкций, и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуется использование современного сложного оборудования, приспособлений, контрольно-измерительных приборов, а также современных методов и средств технического диагностирования. Вследствие этого повышаются требования к качеству подготовки автомобильных механиков. Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
В настоящем учебном пособии приводятся необходимые сведения для теоретического обучения автомехаников, а также для практического выполнения ими работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел I. УСТРОЙСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО, КОМПОНОВКА И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.ДВИГАТЕЛЬ.
Общее устройство, параметры, рабочий цикл и порядок работы цилиндров двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм.
Механизм газораспределения.
Система охлаждения.
Смазочная система.
Система питания.
Приборы подачи топлива и воздуха.
Карбюратор.
Системы впрыска бензина.
Впускной и выпускной трубопроводы и система выпуска отработавших газов.
Система зажигания двигателя.
Крепление двигателя к кузову автомобиля.
ТРАНСМИССИЯ.
Сцепление.
Коробка передач.
Карданная передача.
Главная передача и дифференциал.
Привод передних ведущих колес и полуоси
ведущего моста.ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЯ, КОЛЕСА И ШИНЫ.
Передняя подвеска.
Задняя подвеска.
Колеса и шины.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ.
Общее устройство и принцип действия тормозных систем автомобилей.
Тормозные механизмы колес.
Гидравлический привод рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
Аккумуляторная батарея.
Генератор.
Стартер.
Приборы освещения, сигнализации, контрольные приборы.
КУЗОВ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ.
Общее устройство кузова легкового автомобилей.
Система отопления и вентиляции кузова.
Стеклоочистители и стеклоомыватели.
Раздел II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
НАДЕЖНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ВИДЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА.
Изменение
технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации, понятие надежности.Назначение,
виды и методы технического обслуживания, ремонта и диагностирования автомобилей.Организация
технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей.Виды дефектов и методы контроля деталей автомобилей.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ.
Неисправности
двигателя.Проверка технического состояния двигателя на автомобиле.
Снятие и установка двигателя.
Разборка двигателя.
Комплектование деталей и сборка двигателя.
Приработка и испытание двигателя после ремонта.
Ремонт и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.
Ремонт и техническое обслуживание механизма газораспределения.
Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения.
Ремонт и техническое
обслуживание смазочной системы.Ремонт и техническое обслуживание системы питания.
Ремонт и техническое обслуживание системы зажигания
.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ.
Ремонт сцепления.
Ремонт коробки передач.
Ремонт главной передачи и дифференциала.
Ремонт карданной передачи.
Ремонт привода передних колес.
Ремонт полуосей.
Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВЕСОК, СТУПИЦ, КОЛЕС И ШИН.
Неисправности подвесок, ступиц, колес и шин.
Ремонт передней подвески.
Ремонт задней подвески.
Ремонт ступиц колес.
Ремонт колес и шин.
Техническое обслуживание подвесок, ступиц, колес и шин.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ.
Ремонт рулевого управления.
Ремонт и техническое обслуживание тормозных систем.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КУЗОВА.
Основные дефекты кузова легкового автомобиля и способы их устранения.
Техническое обслуживание кузова.
РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ.
Неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
Ремонт и техническое обслуживание генератора.
Ремонт и техническое обслуживание стартера.
|