БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00075.
ББК 34.641. Сварка металлов.

Сварка при производстве электромонтажных работ.

Р.Е. Евсеев, В.Р. Евсеев.

Издательство ЭНЕРГИЯ. Л. 1978 г. 296 стр. ил.

В книге рассматриваются контактные соединения проводников электрического тока, шин, кабелей и проводов, выполняемые с помощью сварки, а также специальные случаи сварки черных металлов, свинца и полимерных материалов применительно к условиям электромонтажного производства. В ней обобщается опыт электромонтажных и исследовательских организаций в области сварки, достижения новаторов производства, приводятся данные, которые могут быть использованы при организации и производстве электромонтажных работ и проектировании.

Книга рассчитана на инженерно-технических работников, занимающихся монтажом, эксплуатацией и проектированием электроустановок.

Из книги:

СВАРКА ШИН ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ.

Общие сведения.

Особенности сварки алюминия, принципы основных способов сварки, а также конструкции сварных узлов электротехнических шин были рассмотрены в главах первой и второй. Поэтому ниже приводятся преимущественно сведения по технологии сварки теми или иными способами, а также некоторые характеристики сварных соединений, необходимые для оценки их качества. Выбор способа сварки в электромонтажном производстве определяется обычно наличием того или иного сварочного оборудования, возможностью получения в необходимых количествах аргона для аргонодуговой сварки, а также квалификацией исполнителей и условиями производства работ (заготовка ошиновок на производственных базах или сварочные работы непосредственно в монтажной зоне, установки в помещениях или на открытом воздухе и т. п.). При этом следует учитывать, что лучшим способом сварки алюминия вообще в сварочной технике, обеспечивающим получение плотных и наиболее прочных швов при наименьшей их ширине, является аргонодуговая сварка. Главным преимуществом применения ее на монтажных работах является, как уже отмечалось, возможность выполнять швы в любых пространственных положениях и угловые швы, а также полное устранение опасности коррозии металла в эксплуатации из-за остатков флюсов, которые при аргонодуговой сварке вообще не применяются. Однако необходимо считаться с тем, что получение аргона в ряде случаев связано пока еще с определенными затруднениями.

При выполнении швов на шинах больших сечений аргонодуговая сварка значительно менее производительна, чем, например, сварка угольным электродом, так как должна производиться за много проходов. Это обусловлено невозможностью подведения к электродам малого сечения, применяющимся при аргонодуговой сварке, тока достаточно большой силы, необходимого для расплавления металла сразу на большую глубину. Так, например, при полуавтоматической аргонодуговой сварке плавящимся электродом (алюминиевая проволока диаметром 2 мм) максимальный сварочный ток составляет 500 А и сварка шины толщиной 30 мм в нижнем положении выполняется за 15 проходов. В то же время при сварке угольным электродом используются токи до 2000 А, что дает возможность сваривать шины толщиной до 70 мм всего за четыре прохода.

Наряду с возможностью использования дуги значительной мощности сварка угольным электродом отличается большой производительностью, относительной простотой применяемого оборудования и поэтому получила наибольшее распространение в электромонтажной практике.

К недостаткам сварки угольным электродом следует отнести невозможность выполнения потолочных и горизонтальных швов и трудности с выполнением вертикальных швов (практически вертикальные швы выполняются только при сварке шин больших сечений в специальных приспособлениях). Кроме того, не удаленные после сварки остатки флюса могут вызвать коррозию алюминия, что затрудняет применение этого вида сварки на открытом воздухе и в сырых помещениях.

Ручная сварка металлическими (алюминиевыми) электродами со специальными обмазками обладает некоторыми преимуществами по сравнению со сваркой угольным электродом. Достигается более высокая прочность соединений за счет сокращения зоны термического влияния и уменьшения объемов наплавленного металла. При сварке внутренних угловых швов этим способом получаются более качественные соединения, так как можно проникнуть электродом в глубину угла между свариваемыми деталями и вести сварку короткой дугой. В случае сварки таких угловых швов угольным электродом неизбежны подплавления поверхностей, образующих угол, из-за большого объема факела дуги.

В результате большей концентрации теплоты при сварке металлическими электродами кромки расплавляются на меньшем расстоянии от торцов свариваемых шин, что способствует быстрому формированию сварного шва (меньше растекание металла, чем при сварке угольным электродом). Это облегчает сварку изделий сложного профиля, например трубчатых или коробчатых шин.

Следует отметить, что при сварке металлическими электродами происходит более сильное разбрызгивание металла, чем при сварке другими способами. Отдельные капли металла, покрытые обмазкой (флюсом) или шлаком, пристают к поверхности шин, что затрудняет зачистку швов и околошовных участков после сварки. Это является недостатком рассматриваемого способа.

Электрошлаковую сварку целесообразно применять только для прямоугольных шин большой (60 мм) и сверхбольшой (120 - 200 мм) толщины. Для этих случаев она является наиболее рациональным и производительным способом. Возможна сварка не только шин, но и шин с пакетами лент (весьма распространенный случай при монтаже ошиновки электролизеров алюминия). Сварка производится в положении шин на ребро с принудительным формированием шва. Требование тщательного уплотнения шва для устранения протекания расплавленного шлака и алюминия из образовавшейся ванны осложняет использование этого способа и пока еще ограничивает его применение только сваркой встык. В связи с этим, а также необходимостью использования громоздкого и тяжелого оборудования электрошлаковую сварку можно применять только в условиях производственных баз монтажных организаций и заводов, изготовляющих тяжелую ошиновку. Необходимо всемерно стремиться к ее внедрению, так как она значительно облегчает труд сварщиков.

Газовая сварка для соединения алюминиевых шин не может конкурировать с электрической сваркой ни по производительности, ни по качеству получаемых соединений. Пламя газосварочных горелок не удается сконцентрировать на узких участках, поэтому швы получаются широкими, с большими зонами термического влияния. Возможна сварка только плоских шин в нижнем положении (встык и по боковым кромкам). Поэтому газовой сварке может быть отведена в электромонтажном производстве роль резервного способа, используемого при невозможности применения электросварки или при небольших объемах работ.

Холодная сварка является оригинальным способом соединения алюминиевых шин. Основные ее преимущества: простота технологии, благодаря чему от исполнителей не требуется квалификации сварщиков цветных металлов; легкость оборудования и оснастки и независимость от источников электроэнергии (при использовании ручных механизмов, не имеющих электропривода) или наличия сжатых газов, необходимых для электро- или газовой сварки. Возможно выполнение соединений и ответвлений плоских шин толщиной до 10 мм. Соединения шин, выполненные холодной сваркой, обладают высокой прочностью.

Производительность холодной сварки ниже, чем электрической. Однако, если учесть необходимость доставки и подключения громоздкого электросварочного оборудования, общее время, затрачиваемое на выполнение работ (особенно при малых объемах работ), будет соизмеримо.

Применение холодной сварки особенно целесообразно при производстве электромонтажных работ на небольших, разбросанных объектах (например, городские распределительные пункты и трансформаторные подстанции). При заготовке ошиновок на производственных базах монтажных организаций она является высокопроизводительным процессом, так как в этом случае за один ход пресса могут выполняться сразу многоточечные соединения.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

РАЗДЕЛ 1. Общие сведения по применению сварки в электромонтажном производстве.

Глава 1. Современные способы сварки.

Общие сведения. Электродуговая варка. Сварка под слоем флюса. Сварка в среде защитных газов. Плазменная сварка. Электрошлаковая сварка. Контактная сварка. Газовая сварка. Термитная сварка. Холодная сварка.

Глава 2. Сварные конструкции и узлы.

Виды сварных швов и соединений. Основные дефекты сварки. Конструкции сварных узлов токопроводов и ошиновок. Защита сварных соединений от коррозии.

Глава 3. Оборудование и материалы для сварки.

Оборудование для электродуговой сварки. Оборудование для стыковой электросварки меди с алюминием. Оборудование для электрошлаковой сварки. Оборудование для газовой сварки. Оборудование для холодной сварки. Материалы для сварки.

РАЗДЕЛ 2. Соединение и оконцевание кабелей и проводов с помощью сварки.

Глава 4. Общие сведения.

Особенности сварки проводов и кабелей. Способы соединения и оконцевания. Защита изоляции проводов и кабелей от перегрева при сварке. Требования, предъявляемые к соединениям и оконцеваниям проводов и кабелей. Контроль качества сварки.

Глава 5. Соединение и оконцевание кабелей и изолированных проводов с алюминиевыми жилами.

Термитно-муфельная сварка. Электрическая сварка. Газовая сварка.

Глава 6. Соединение и оконцевание медных кабелей и изолированных проводов. Соединение алюминиевых жил с медными.

Соединение и оконцевание медных жил. Соединение алюминиевых жил с медными.

Глава 7. Сварка проводов линий электропередачи и подстанций.

Сварка проводов линий электропередачи. Соединение и оконцевание проводов открытых распределительных устройств.

Глава 8. Сварка стальных проводов.

РАЗДЕЛ 3. Сварка электротехнических шин.

Глава 9. Сварка шин из алюминия и его сплавов.

Общие сведения. Дуговая сварка угольным электродом. Аргонодуговая сварка. Сварка металлическими электродами. Электрошлаковая сварка. Газовая сварка. Холодная сварка. Сварка шин из сплава АД31Т1. Особенности сварки алюминиевых шин сложных профилей. Приварка проводов к шинам.

Глава 10. Сварка медных шин.

Общие сведения. Сварка угольным электродом. Аргонодуговая сварка. Сварка под слоем флюса. Плазменная сварка. Газовая сварка.

Глава 11. Сварка шин из разнородных металлов.

Сварка меди с алюминием и со сталью. Сварка алюминия со сталью.

Глава 12. Сварка шин электролизных и электропечных установок.

Глава 13. Организация работ по сварке шин.

Общие положения. Сварочные участки производственных баз электромонтажных организаций по заготовке узлов ошиновок. Автоматизация и механизация работ по сварке шин.

РАЗДЕЛ 4. Сварка стали, свинца и пластмасс.

Глава 14. Сварка стали.

Электродуговая сварка. Термитная сварка.

Глава 15. Специальные случаи сварки.

Сварка свинца. Сварка нихрома. Сварка пластмасс.

РАЗДЕЛ 5. Техника безопасности и промышленная санитария.