БУКИНИСТ
Индекс книги: 00095.
ББК 39.428. Малые суда.
Справочник
по катерам, лодкам и моторам.
Под общей редакцией
Г.М. Новака.
Издательство СУДОСТРОЕНИЕ. Ленинград. 1979 г. 384 стр. Ил.
Справочник содержит основные сведения по прогулочно-туристским моторным и гребным лодкам, катерам, парусным яхтам и лодочным подвесным моторам, выпускаемым промышленностью для продажи населению. Приведены технические характеристики судов, даны рекомендации по повышению эксплуатационных качеств серийных судов и моторов. Рассмотрены общие требования, предъявляемые к конструкции малых прогулочно-туристских и спортивных судов.
Рассчитан на широкие круги любителей и специалистов. Связанных с постройкой и эксплуатацией малых судов.
Из книги:
Эксплуатационные качества и конструкция малых судов.
Владелец лодки или катера имеет дело с конечным результатом работы конструктора и завода, воплотившего в реальное изделие его проект. Качество этой работы оценивается непосредственно на воде во время повседневной службы судна и особенно – в критических ситуациях, с которыми каждому водителю приходится сталкиваться даже при плавании по сравнительно спокойной реке. Например, однажды придется на четырехместной лодке перевезти через реку восемь человек, втащить через борт утопающего или встать на буксир за мощным катером. С расширением района плавания число таких ситуаций и вероятность в них оказаться существенно повышаются. Насколько будет безопасным плавание судна, не окажется ли лодка причиной если не трагедии на воде, то купания ее экипажа и сильных психофизических перегрузок, зависит во многом от того, насколько конструктор смог предвидеть подобные ситуации и принять соответствующие конструктивные меры. Хотя, впрочем, многое зависит и от владельца лодки – его способности трезво оценивать обстановку на акватории, искусства и опыта в управлении судном, твердого знания возможностей, которые предоставляет его лодка. В сжатом виде эти возможности изложены на металлической или пластмассовой табличке, закрепленной на видном месте внутри лодки. Здесь можно нейти основные условия эксплуатации, при которых конструктор и завод гарантируют безопасность и прочность корпуса: нормальную пассажировместимость, грузоподъемность, максимально допустимую мощность подвесного мотора, высоту волны и предельное удаление от берега. Взаимосвязь этих характеристик с техническими элементами судна, его конструкция и движители и являются предметом данной главы.
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ.
Несмотря на то, что изобретение водометного движителя относится к 18 веку, развитие его в современном виде – с насосом осевого или смешанного типа и выбросом струи через суживающееся сопло выше ватерлинии – началось фактически двадцать лет назад. Вплоть до конца 50-х годов текущего столетия водометы пытались применять лишь на тихоходных водоизмещающих катерах, где движители этого типа заметно уступали по эффективности обычным гребным винтам.
Современная концепция судна с водометным движителем – это быстроходный глиссирующий катер с относительно большой энерговооруженностью (обычно удельная нагрузка не должна превышать 20 кг/л.с.; предпочтительнее же 5-12 кг/л.с.), с остроскулыми обводами корпуса при достаточно большой килеватости днища (более 12 градусов), оснащенный легким и высокооборотным бензиновым двигателем. При правильно подобранных элементах движителя катер с водометом не уступает в скорости винтовому при прочих равных условиях. В последнее десятилетие водомет стал признанным типом движителя для таких быстроходных судов, как буксировщики воднолыжников и патрульные катера, все чаще устанавливается на гоночных судах. Признаны и основные преимущества водометов по сравнению с угловыми откидными колонками и обычными гребными винтами. Коротко они заключаются в следующем.
Конструкция водомета намного проще, чем колонки: здесь всего несколько вращающихся деталей; нет ни шестерен, ни реверсивной муфты, для изготовления которых требуются дорогие высококачественные стали, станки высокой точности и т.п. Водометный катер имеет минимальную габаритную осадку, благодаря чему он в ряде случаев является единственным средством для движения по засоренным и мелководным акваториям. У водометного катера нет таких выступающих за корпус частей, как гребной винт и защитная шпора: это уменьшает опасность ранения плавающих в воде люде (воднолыжников, аквалангистов) или наматывания на винт рыболовных снастей и якорных канатов; катер проще перевозить на трейлере, поднимать и спускать (спустить его можно практически на любой воде – как только вода попадает в водозаборник, дается задний ход и лодка сама сползает с трейлера).
Водометные катера обладают хорошей приемистостью – развивают полную скорость за считанные секунды (это, как и безопасность для плавающих людей, является очень важным качеством для воднолыжных буксировщиков). Маневренные качества их гораздо выше, чем катеров с колонкой или рулем – повороты на 180 градусов можно совершать буквально на расстоянии, равном одной–двум длинам корпуса; реверсивное устройство действует как тормоз, позволяя останавливать катер с полного хода при длине пробега не более двух длин корпуса.
При увеличении полезной нагрузки скорость водометного катера снижается в меньшей степени, чем винтового. При глиссировании образуется меньше расходящихся волн, размывающих берега и беспокоящих лодки на прибрежных стоянках.
Необходимо, однако, отметить и ряд недостатков, присущих водометному движителю. Это, прежде всего, известные трудности в точном подборе элементов движителя для данного корпуса, поскольку конструктор и строитель водометного катера обладают пока что еще гораздо меньшей информацией, необходимой для расчета, по сравнению с той, что имеется по гребным винтам. Второе – это относительная сложность доводки движителя, связанная с его размещением внутри корпуса и зависимостью от формирования потока воды на входе в водозаборник. При плавании по мелководным рекам с галечным дном может наблюдаться повышенный износ лопаток ротора; все детали, размещенные в водоводе, нуждаются в тщательной защите от коррозии. При установке на плоскодонных корпусах и неправильном размещении защитной решетки возможно возникновение кавитации на лопастях ротора.
Эти недостатки в большинстве случаев окупаются огромными преимуществами водомета перед гребным винтом. Особенно часто к установке водомета на катерах прибегают любители-судостроители, так как этот движитель несложно изготовить с использованием широко распространенных станков, которые имеются в любой мастерской по обработке металлов, а водовод можно отформовать вручную из стеклопластика. В то же время самостоятельное изготовление механических реверсивных передач, которые не поступают в свободную продажу, возможно только на специализированном предприятии с использованием зуборезных и расточных станков и другого сложного оборудования.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1. Эксплуатационные качества и конструкция малых судов.
- Пассажировместимость и грузоподъемность.
- Остойчивость.
- Непотопляемость.
- Какая мощность допустима.
- Ходовые качества лодок и катеров.
- Глиссирующая или водоизмещающая.
- Как понимать термин - мореходность.
- Что надо знать о гребном винте.
Гребной винт-мультипитч.
Водометный движитель.
Материал и конструкция корпуса.
Дерево, стеклопластик или дюраль.
Глава 2. Лодки и катера серийного производства.
А. Моторные лодки:
каютная мотолодка Москва-2, Сарепта, Ладога-2, Темп, лодка-палатка-прицеп Дон, Крым-3, Прогресс-4, Прогресс-2, Днепр, Казанка-5М и Казанка-5, Казанка-2М, Нептун-3, Крым, Ока-4, Ладога, Нептун-2, Обь-М, Обь, Воронеж, МКМ, Казанка и ее модификации (Казанка-М и Южанка), Неман, Неман-2, Афалина.
Б. Катера со стационарными двигателями:
Катер-лимузин ЛМ4-87М. Разъездной катер ЛС-5. Служебно-разъездной катер С-54. Прогулочно-туристский катер Амур-М.
Гребные и гребно-моторные лодки:
Фофан. Шпоновая гребная лодка ШПШ-3М. Гребно-моторная лодка Форель (Кефаль). Пластмассовая лодка Пелла. Гребно-моторная лодка Онега.
Г. Разборные лодки и байдарки:
Одноместная разборная секционная лодка Малютка. Двухместная разборная лодка Малютка-2. Одноместная складная охотничья лодка. Складная лодка Мечта. Разборная мотолодка Романтика. Байдарки Таймень.
Д. Надувные лодки:
Одноместные лодки. Двухместные лодки. Надувные мотолодки.
Е. Усовершенствования серийных мотолодок:
Казанка становится комфортабельной и безопасной. Что можно сделать с лодкой МКМ. Усовершенствования мотолодки Прогресс. Полезные усовершенствования для различных лодок.
Ж. Усовершенствования гребных лодок.
Глава 3. Парусные яхты и лодки.
- Что нужно знать о движении под парусами.
- Конструктивные типы парусных лодок.
- Паруса и типы вооружения.
- Что нужно знать о парусе.
- Классы и правила обмера.
- Основные данные парусных судов, эксплуатируемых в СССР.
А. Швертботы.
Оптимист. Швертбот-двойка Кадет. Швертбот-двойка 420. ОК-Динги. Финн. 470. Летучий Голландец. Катамаран Торнадо. Виндсерфер.
Б. Крейсерские швертботы
.
Крейсерско-гоночный швертбот национального класса Т2. Мини-яхта Ассоль.
В. Гоночные яхты.
Солинг. Дракон. Звездный.
Г. Крейсерско-гоночные яхты.
Яхта национального класса Л6. Алькор.
Яхта однотонного класса. Таурус. Арктурус. Опал-3 (Конрад-45).
Четвертьтонник. Конрад-24. (Дюфур-24). Фолькбот.
Крейсерский катамаран Центаурус.
Усовершенствования палубного оборудования и устройств яхт.
Устройства, облегчающие работы с парусами.
Вспомогательное парусное вооружение на лодках и катерах.
Примеры оборудования лодок вспомогательными парусами.
Парус на байдарке.
Парус на надувной лодке.
Глава 4. Механическая установка и электрооборудование.
- Стационарный или подвесной.
- Как выбрать подвесной мотор.
- Общая характеристика отечественных подвесных моторов.
- Что нужно учитывать при установке мотора на лодку.
- Системы дистанционного управления подвесными моторами.
- Приборы для контроля за работой подвесного мотора.
- Электрооборудование лодки с подвесным мотором.
- Несколько простейших усовершенствований, повышающих надежность моторов и их эксплуатационные качества.
Глава 5. Ремонт и содержание судна.
- Коррозия - враг номер 1.
- Что такое протекторная защита.
- Защита от общей коррозии алюминиевых судов.
- Уязвимые места дюралевого корпуса, возможные повреждения и их ремонт.
- Клеи при ремонте дюралевых корпусов.
- Что надо знать о клепаных соединениях.
- Что нужно учесть при эксплуатации корпуса, построенного из стали.
- Очистка деревянного корпуса от краски.
- Ремонт деревянного корпуса.
- Клеи для деревянных конструкций.
- Покрытие корпуса стеклопластиком.
- Шпаклевки и краски для деревянного корпуса.
- Коротко о лаках.
- Растворители.
- Приспособления для малярных и отделочных работ.
- Выбор кисти и подготовка ее к работе.
- Пульверизатор для окраски лодок.
- Как отбить ватерлинию.
- Конопатка деревянной обшивки.
- Изготовление шайб и медных гвоздей.
- Оцинковка деталей.
- Приспособление для гибки оргстекла.
- Как восстановить оболочку надувной лодки и тент.
- Уход за парусами.
- Как оборудуется стоянка лодок на воде.
- Стоянка лодок на берегу.
- Плавучий гараж-эллинг.
- Чехлы и закрытия для малых судов.
- Если катер зимует на воде.
Глава 6. Приспособления для транспортировки лодок.
- Съемные колеса.
- Перевозка лодок на легковом автомобиле.
- Лодочный прицеп-трейлер.
- Общие технические требования на прицепы для легковых автомобилей.
Глава 7. Якорное и швартовное устройства.
- Действующие требования к снабжению лодок и катеров.
- Якорное устройство.
- Полезные усовершенствования якорного устройства.
- Швартовное устройство и приспособления для швартовки.
Приложение. Отечественные подвесные моторы.