Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Конструкционные клеи.
Д.А. Кардашов.
Издательство ХИМИЯ. М. 1980 г. 288 стр. 165 табл. 96 рис.
В книге описаны важнейшие свойства и области применения полимерных клеящих материалов, обеспечивающих надежную работу основных силовых элементов клеевых конструкций в изделиях современной техники.
Книга предназначена для специалистов, занимающихся разработкой клеев и их применением в различных областях народного хозяйства - в самолетостроении и машиностроении, в строительстве и станкостроении, в деревообрабатывающей промышленности и др.
ВВЕДЕНИЕ
.Клеи представляют собой вещества или смеси веществ органической, элементоорганической или неорганической природы, которые обладают хорошей адгезией, когезионной прочностью, достаточной эластичностью, минимальной усадкой и способны отверждаться с образованием прочных клеевых соединений.
Современные синтетические клеи склеивают все материалы— металлы, пластические массы, каучуки, резины, древесину, керамику, графит, а также эти материалы друг с другом. Клеевые соединения обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционными способами механического крепления. Сварные швы, отверстия под заклепки и болты снижают прочность соединяемых материалов, так как в зоне этих швов сосредоточиваются напряжения, ослабляющие конструкцию. Клеевые соединения, как правило, гораздо лучше выдерживают усталостные нагрузки. Если в клепаной или сварной конструкции появляется усталостная трещина, она очень быстро приводит к разрушению изделия. В клеевых соединениях развитие таких трещин существенно замедляется. Кроме того, клеи совершенно незаменимы при изготовлении трехслойных (преимущественно сотовых) конструкций, состоящих из тонких обшивок и легкого заполнителя, обладающих малой массой и высокой прочностью и приобретающих все большее значение в машиностроении и в строительстве. Наконец, при использовании клеев уменьшается масса и значительно упрощается технология изготовления металлических конструкций.
К основным недостаткам клеевых соединений следует отнести их невысокую прочность при неравномерном отрыве и необходимость в ряде случаев применять нагревание при склеивании.
Современная техника предъявляет к конструкционным клеям сложные и разнообразные требования, основные из которых относятся к прочностным показателям. Прочностные характеристики определяются характером и величинами напряжений, возникающих в конструкции в процессе эксплуатации. Различия в назначении конструкций и условиях их эксплуатации не позволяют конкретизировать требования к прочности соединений. Однако можно констатировать, что чаще всего при проектировании клеевых соединений металлов расчет ведется по следующим основным показателям: разрушающее напряжение при сдвиге (при 20°С должно находиться в пределах 20—40 МПа), предел выносливости при сдвиге (в течение 106 циклов— от 4 до 8 МПа), длительная прочность при сдвиге (200 ч — от 8 до 12 МПа), прочность при неравномерном отрыве (50—100 кН/м). Следует учитывать долговечность клеевых соединений в различных климатических условиях, которая для ряда изделий машиностроения должна достигать 25— 30 лет и особо важное значение имеет для строительства.
Необходимо отметить, что до сего времени нет достаточно четких представлений о зависимости между строением, свойствами полимеров и адгезионной прочностью клеящих систем на их основе, и поэтому создание клеев с заранее заданными свойствами пока является нерешенной проблемой. Однако, рассматривая уже накопленные теоретические и экспериментальные данные, можно в ряде случаев высказать обоснованные суждения о возможных путях направленного регулирования адгезионной прочности некоторых полимерных систем применительно к созданию конструкционных клеев.
Трудности при решении этих вопросов связаны с исключительным многообразием факторов, влияющих на адгезиониые свойства полимеров и их поведение в клеевых системах. Так, кроме строения макромолекулы полимерного адгезива следует учитывать также его когезионную прочность, надмолекулярную структуру, молекулярную массу, характер и величину внутренних напряжений, термодинамические характеристики, стойкость к термической и термоокислительной деструкции, термовлажностному старению и многие другие факторы.
Адгезионная прочность соединения зависит не только от химической природы адгезива и субстрата, определяющей характер межфазных связей, но и от особенностей деформации компонентов адгезионного соединения, состояния поверхности соединяемых материалов, полноты молекулярного контакта, что обусловлено реологическими и диффузионными процессами, когезионной прочностью граничных слоев полимера и другими физическими и физико-химическими факторами.
Необходимо также иметь в виду возможность протекания в процессе формирования соединения каталитических реакций и возникновение в результате этого новых функциональных групп и химических связей, образование полнсопряженных систем, наличие поверхностно-активных веществ и др.
Наиболее важным является правильный и обоснованный выбор полимера, который удовлетворял бы большинству предъявляемых требований. Основным критерием при этом следует считать взаимодействие функциональных групп клеящего полимера и склеиваемого материала.
Влияние природы, концентрации и расположения функциональных групп в полимерах на прочность их адгезионных соединений исследовано на примере довольно большого числа адгезивов — фенольных и эпоксидных олигомеров, полиуретанов, полиэфиров, акриловых производных и др. Показано, что наибольшее значение имеют гидроксильные, эпоксидные, карбоксильные, изоцианатные и другие полярные группы с подвижным атомом водорода.
В подавляющем большинстве случаев наблюдается экстремальная зависимость между концентрацией ответственных за адгезию активных функциональных групп в полимере и прочностью адгезионного соединения. Это, возможно, связано с уменьшением подвижности сегментов макромолекул полимера при увеличении содержания в нем функциональных групп, повышением жесткости макромолекул и ухудшением возможностей взаимодействия активных групп адгезива и субстрата. Следует иметь также в виду, что далеко не всегда все функциональные группы адгезива и субстрата вступают во взаимодействие на границе раздела фаз.
Все сказанное выше должно быть учтено при изучении возможностей синтеза полимеров, которые могут быть использованы в качестве основы высокопрочных клеевых систем. В большинстве случаев, в особенности если речь идет о конструкционных клеях, адгезивом является не какой-либо индивидуальный полимер или олигомер, а система с оптимальным соотношением компонентов, обеспечивающим оптимальное содержание функциональных групп. Кроме того, должна быть отработана технология приготовления композиции и найдены оптимальные условия ее отверждения.
В качестве основы высокопрочных клеев для металлических конструкций, работающих при температурах до 250°С, наиболее целесообразно использовать эпоксидные и фенолоальдегидные олигомеры. Перспективными могут оказаться и полиуретаны, однако из-за невысокой прочности клеевых соединений (до 25—30 МПа при сдвиге), невозможности создания на их основе пленочных клеёв, необходимости применения в большинстве случаев растворителя и токсичности полиуретановые клеи для склеивания силовых конструкций пока широкого распространения в ведущих отраслях промышленности не получили.
Фенолоальдегидные олигомеры также представляют интерес в качестве основы для создания прочных и эластичных конструкционных пленочных и жидких клеев. Клеи этого типа достаточно широко используются в производстве ряда ответственных конструкций в машиностроении и других отраслях промышленности. Однако из-за относительно невысокого верхнего предела прочностных характеристик, недостаточной стойкости к термоокислительной деструкции, значительного содержания летучих в пленочных клеях и необходимости применения высоких давлений и температур при склеивании применение этих клеев практически ограничивается закрытыми клеевыми соединениями. Вместе с тем высокая термическая стойкость отвержденного олигомера, безусловно не исчерпанные возможности модификации, исключительная стойкость к термовлажностному старению и длительный срок службы клеевых соединений в любых климатических условиях позволяют считать этот класс соединений перспективным для создания конструкционных клеев с прекрасными прочностными и эксплуатационными характеристиками.
В настоящее время фенолоальдегидные олигомеры остаются наиболее эффективными при изготовлении различных высокопрочных конструкций из древесины, древесных пластиков и других неметаллических материалов.
Наиболее важными и перспективными для создания клеев являются эпоксидные олигомеры, обладающие рядом уникальных свойств и имеющие практически безграничные возможности для модификации.
Методы изготовления клеев на основе различных синтетических соединений весьма разнообразны, так как клеями могут быть как мономерные соединения, так и олигомеры, а также полимеры в виде растворов в органических растворителях или в мономерах, полимеры, не содержащие растворителей, различные эмульсии и т. д.
Клеи могут быть однокомпонентными и многокомпонентными. В первом случае они производятся на химическом предприятии и поступают на завод-потребитель в готовом виде. Многокомпонентные клеи изготовляют на месте потребления из составных частей, причем каждый из компонентов такого клея может храниться в течение достаточно длительного времени. Способы приготовления многокомпонентных клеев зависят как от их состава, так и от физического состояния (жидкие, пастообразные, пленочные, твердые).
Жидкие и пастообразные клеи приготавливают, как правило, в клеемешалках. Конструкцию клеемешалки выбирают с учетом вязкости исходных компонентов и готовой композиции. При изготовлении конструкционных многокомпонентных клеев обычно используют клеемешалки вертикального типа с планетарным или встречным вращением лопастей. В ряде случаев (приготовление некоторых эпоксидных композиций, фенолоформальдегидных, полиуретановых) в процессе смешения компонентов необходимо поддерживать определенную температуру, поэтому в конструкции клеемешалок должна быть предусмотрена циркуляция холодной или горячей воды. Емкости клеемешалок и лопасти предпочтительно изготавливать из нержавеющей стали.
Пленочные клеи, содержащие растворители (эпоксиполиамидные, фенолокаучуковые), получают поливом растворов клеевых композиций из фильер, чаще всего на машинах ленточного типа, в которых поверхностью для формирования пленки служит бесконечная металлическая лента. Для обеспечения съема пленки клея с ленты на нее предварительно наносят подслой, не имеющий адгезии к клеевой композиции (например, кремнийорганические эластомеры, суспензии фторопластов, полиэтилен). Для изготовления армированных пленочных клеев из растворов применяются пропиточные машины, шпрединг-машипы и др.
Не содержащие растворителей эпоксидные пленочные композиции, например пленочные клеи на основе эпоксиноволачных олигомеров и поливинилбутираля, готовят экструзией гранулированного порошка, полученного смешением и вальцеванием эпоксидного олигомера и поливинилбутираля при 140—160°С.
Весьма эффективен способ получения эпоксидных пленочных клеев путем использования горячих вальцев с двумя слоями полиэтилентерефталатной пленки для прокатки расплава композиции.
Твердые порошкообразные эпоксидные клеи приготавливают путем измельчения и перемешивания твердого эпоксидного олигомера и отвердителя в шаровых мельницах. Бруски (прутки) клея получают в горячих пресс-формах при небольшом давлении с последующим охлаждением.
Липкие лепты обычно изготавливают, нанося из растворов соответствующие липкие клеи на подложки из пленок, тканей, металлической фольги, бумаги на специальных шпрединг-маншнах.
При рассмотрении данных о свойствах клеев необходимо учитывать следующее. Показатели прочности клеевого соединения зависят от конфигурации, размеров соединения и, следовательно, от формы и размеров образцов, подвергаемых испытаниям. Приведенные в книге характеристики свойств клеевых соединений представляют собой результаты испытаний стандартных образцов и являются в большинстве случаев минимальными показателями. В отдельных случаях приведены типичные данные, представляющие собой результаты научно-исследовательских работ.
Свойства клеевых соединений изменяются во времени как при хранении, так и при эксплуатации. Изменение прочности в результате старения зависит от свойств клея, конструкции клеевого соединения, способа подготовки поверхности перед склеиванием, наличия защиты торцов клеевых соединений и многих других факторов. Данные о старении в различных условиях, полученные на стандартных образцах, не могут быть положены в основу оценки сроков службы клеевых соединений в конструкциях, а предназначаются для сравнения поведения различных клеев в одинаковых условиях и ориентировочного предсказания долговечности соединений.
При выборе клея для конкретного изделия необходимо учитывать весь комплекс его физико-механических и технологических свойств, а также результаты обязательных испытаний опытных клееных конструкций или их имитаторов в условиях, максимально приближающихся к эксплуатационным.
Нельзя забывать и об экономической эффективности применения синтетических клеев в промышленности. Сравнительный анализ эффективности различных типов клеящих материалов свидетельствует о бесспорной целесообразности использования композиций, не содержащих растворителей, а также пленочных и твердых клеев. Эффективность применения клеев определяется также эффективными методами полготовки поверхности склеиваемых материалов, возможностью механизация процессов нанесения клеев, созданием ускоренных методов отверждения и контроля качества соединений без разрушения изделий и др.
Наиболее часто клеи классифицируют, исходя из принадлежности основного компонента к термореактивным или термопластичным полимерам, что в подавляющем большинстве случаев определяет и области использования клеев, так как термореактивные полимеры обычно являются основой конструкционных клеевых систем, а термопласты используются, как правило, для склеивания неметаллических материалов и приклеивания их к металлам и конструкционным неметаллическим материалам в изделиях несилового назначения. Такая классификация и принята в книге.
Из книги:
ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЕВ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Клеи, применяемые в автомобилестроении, должны наноситься способом, приспособленным к режиму работы конвейера, длительно работать при воздействии ударных нагрузок и вибрации, а в некоторых случаях при действии ультрафиолетовых лучей, а иногда склеивать слегка загрязненные или промасленные поверхности.
В настоящее время в автомобилестроении применяется большое число клеев как для склеивания металлов, так и для приклеивания различных облицовочных материалов к элементам кузова. Клеи для металлов применяют главным образом для склеивания неотделанных еще деталей кузова при соединении наружных облицовочных листов с усилительными элементами, например при приклеивании дуг капота двигателя и крышки багажника, склеивании подкосов жесткости в области дверей, крыши, боковых частей и др. Клеи для металлов применяют также при склеивании стыкового шва с отбортовкой кромок. В этих случаях наиболее рациональным является клеесварное соединение. Клей наносят шприц-пистолетом в кромку перегнутого листа.
Клеи используются также для приклеивания обивочных, уплотнительных, шумоизоляционных материалов, для крепления трафаретов и шаблонов, для изготовления моделей болванок и т. д. Для этих целей применяют клеи на основе различных каучуков, главным образом хлоропренового и нитрильного, в виде растворов в органических растворителях.
Широкое распространение в автомобилестроении получили липкие ленты. Их используют при окраске кузова для защиты отверстий и резьб от попадания краски, для временного крепления деталей во время сборки автомобиля, при упаковке и консервации деталей.
Наиболее предпочтительными для соединения металлов в автомобилестроении являются поливинилхлоридные пластизольные клеи. Они высокоэластичны, имеют хорошие тиксотропные свойства, слой клея может иметь толщину до 8 мм. Этими клеями можно склеивать замасленные поверхности; прочность клеевых соединений при срезе достигает 15 МПа. Клеи отверждаются при 140 - 180 °С и способны работать в интервале температур от 40 до 120°С и кратковременно до 230°С. Примерами поливинилхлоридных пластизольных клеев являются отечественный клей ИПК-КС-2П и зарубежный клей Терокал 3281-547 (фирмы Teroson) .
Кроме пластизольных клеев для соединения усилительных дуг с капотом двигателя, крышкой багажника, дверями и т. п. могут применяться клеи на основе синтетических каучуков.
Широкое применение нашли модифицированные фенольные клеи для приклеивания тормозных накладок к тормозным колодкам. Отверждение их проводят при 155°С и давлении 7 МПа в течение 12 мин в прессе, окончательное отверждение осуществляют при 150°С в течение 11 ч. Эффективен новый клей ВК-38 для приклеивания фрикционных накладок, обладающий высокой термостойкостью (до 400 °С). Клеи можно использовать для соединения отдельных элементов двигателя внутреннего сгорания и изготовления головок блоков цилиндров вместо производства цельной конструкции методом литья.
При установке ветровых и задних стекол за рубежом используется предварительно формованная лента на основе бутилкаучука, сохраняющая липкость в течение длительного времени и прилипающая и к окантовке, и к стеклу. Опрессовку проводят под давлением 0,27 МПа в течение 30 с.
Очень широкое применение в автомобилестроении находят анаэробные композиции. Наиболее важная область применения - стопорение резьбовых крепежных деталей, таких как шпилька, винты и болты крепления вспомогательного оборудования, гайки фланцевых соединений, гайки тяг, кузовные болты, шатунные болты, винты крепления поддонов и крышек, винты и гайки электрооборудования, болты крепления поршневых пальцев, винты крепления защитных козырьков и зеркал, болты амортизаторов и др. В СССР анаэробные составы выпускают под марками Анатерм и Унигерм, в США и других странах под марками Локтайт и др.
В качестве клея при изготовлении стеклотекстолитовых корпусов легковых автомобилей применяют композиции на основе полиэфиров и других полимеров. Клей, используемый при сборке корпуса, должен быть пригоден и для горячего склеивания, и для склеивания без нагревания. В состав композиций вводят асбестовый наполнитель.
ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЕВ В СУДОСТРОЕНИИ
.В судостроительной промышленности клеи используют для склеивания деталей внутреннего оборудования из металлов, стеклопластиков, древесины, пластмасс, для приклеивания резиновых деталей, монтажа проводов, контровки резьбовых соединений и т. д. Клеевые соединения применяют и для склеивания корпусов мелких судов и судов среднего тоннажа, изготовленных из стеклопластиков.
В судостроении используют фенолополивинилацетальные клеи БФ-2, БФ-4, ВС-10Т, полиуретановый клей ПУ-2, эпоксидные клеи горячего отверждения, эпоксидные клеи, отверждаемые без нагревания (Д-6 и др.), модифицированые эпоксидные клеи (К-300-61, К-153), цианакрилатный клей циакрин ЭО.
Для ремонта металлических и стеклопластиковых судов, а также для подводного склеивания применяют эпоксидный клей УП-5-177. Клей отличается повышенной жизнеспособностью, им можно склеивать при температуре 5°С и выше на воздухе и под водой сухие или увлажненные поверхности металлов, стеклопластиков, древесины. Прочность при отрыве соединений стали-3 при склеивании под водой составляет 12 МПа, прочность при сдвиге соединений стеклопластика 10-11 МПа. Для соединений анодированного алюминиевого сплава при склеивании на воздухе сухих поверхностей прочность при отрыве составляет 24 МПа, при нанесении клея на влажную поверхность и склеивании на воздухе - 21 МПа, при подводном склеивании - 19 МПа.
Водостойкий конструкционный клей ВАК также способен отверждаться при повышенной влажности воздуха, под водой, кроме того, им можно склеивать необезжиренные поверхности. Клей готовят перед употреблением смешением 100 масс. ч. основы, 10 масс. ч. продукта АТЖ, 6-8 масс. ч. перекиси бензоила (или ее 50%-ного раствора в дибутилфталате) и 0,5-1,0 масс. ч. диметиланилина. Жизнеспособность клея составляет 1-3 ч. Склеивание производят при 5-60 градусов и давлении 0,02 МПа, расход клея 0,5 кг/м2. Прочность при сдвиге соединений стали-3 при склеивании под водой через 10 суток достигает 16 МПа, соединений стали со стеклопластиком при склеивании на воздухе - 30 МПа.
Влажные поверхности или поверхности, покрытые инеем, склеивают вспенивающимся полиуретановым клеем КИП-Д, предназначенным для крепления теплозвукоизоляции, в частности пенопласта ПВХ-1. Клей негорюч, малотоксичен, имеет низкую плотность (менее 400 кг/м3), отверждается за 15-20 ч при 10-35°С и за 36-40 ч при температуре от -10 до +10°С. Клей готовят перед употреблением из основы и катализатора - трис(диметиламинометил) фенола. При этом или одну из поверхностей смачивают 10%-ным водным раствором катализатора, затем наносят клеевую основу, через 10-15 мин клей вспенивается и поверхности соединяют, или катализатор вводят непосредственно в основу; жизнеспособность клея при этом уменьшается (менее 6 ч). При испытании соединений стали с пенопластом ПВХ-1 разрушение происходит по пенопласту, прочность при отрыве соединений стали-3 составляет 12 МПа.
Для контровки (стопорения) резьбовых соединений в последнее время в судостроении начали применять анаэробные материалы, герметичные в морской воде и стойкие к топливам, маслам и грибкам. При склеивании керамики, пластиков и кадмированной или оцинкованной стали, а также при температурах ниже 15°С склеиваемые поверхности обрабатывают активатором КВ (раствор диметиланилина и каптакса). Жизнеспособность анаэробной композиции с активатором сокращается с 12 до 6 мес., прочность при сдвиге возрастает для стали до 8,0-10,0 МПа.
Для монтажа проводов, электрожгутов и других деталей в судостроении применяется клей-мастика ЛН, с помощью которой можно выполнять и демонтаж. Мастика представляет собой композицию, которую готовят на месте потребления из 3 масс. ч. наирита (20%-ный раствор в дихлорэтане), 1 масс, ч. клея лейконат и 1,2 масс. ч. диоксида титана. Отверждение мастики происходит за 48ч при25±10°С или 8 ч при 65±5°С.
В конструкциях судов с металлическим корпусом применяют клеесварные и клеемеханические соединения для крепления к корпусным конструкциям скоб, угольников, фланцев, стаканов и др. Клеемеханические соединения применяют для крепления металлических надстроек и рубок к основному металлическому корпусу. Клеевые соединения используют для обклейки деревянного корпуса судна стеклопластиком. В судах с корпусом из стеклопластика используют клеевые и клеемеханические соединения для присоединения деталей насыщения к судовым корпусным конструкциям.
СОДЕРЖАНИЕ.
Глава 1. Клеи на основе термореактивных полимеров.
Эпоксидные клеи.
Фенолоформальдегидные клеи.
Резорциноформальдегидные клеи.
Корбамидо- и меламиноформальдегидные клеи.
Клеи на основе полиуретанов и изоцианатов.
Полиэфирные клеи.
Клеи на основе элементоорганических соединений.
Глава 2. Клеи на основе термопластичных полимеров.
Клеи на основе полимеров и сополимеров винилхлорида.
Клеи на основе поливинилового спирта, поливинилацеталей и поливинилацетата.
Клеи на основе производных акриловой и метакриловой кислот.
Анаэробные композиции.
Клеи-расплавы.
Клеи на основе ароматических полимеров, содержащих гетероциклы.
Клеи на основе различных термопластов и эластомеров.
Резиновые клеи.
Липкие клеи, ленты и пленки.
Глава 3. Склеивание металлов и неметаллических материалов конструкционными клеями.
Склеивание металлов.
Склеивание неметаллических материалов.
Техника безопасности при работе с клеями.
Методы испытания клеев и клеевых соединений.
Глава 4. Применение конструкционных клеев.
Применение клеев в авиационной промышленности.
Применение клеев в космической технике.
Применение клеев в станкостроении.
Применение клеев в строительстве.
Применение клеев в деревообрабатывающей промышленности.
Применение клеев в автомобильной промышленности.
Применение клеев в судостроении.
Применение клеев при изготовлении инструмента.
Применение клеев на железнодорожном транспорте.
Применение клеев в различных областях техники.
Указатель марок клеев.
|