БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00107.
ББК 34.663. Защита металлов от коррозии покрытиями.

Расчет и конструирование устройств для нанесения гальванических покрытий.

И.Ф. Плеханов.

Издательство МАШИНОСТРОЕНИЕ. М. 1988 г. 221 стр. Ил.

В книге рассмотрены теория расчета и принципы конструирования устройств для различных обрабатываемых деталей, условий электролиза и схем гальванообработки. Обоснование нормируемых показателей надежности устройств на различных структурных уровнях и методика расчета типовых узлов и элементов изложены с учетом принципов системного анализа. Приведены примеры программируемого расчета оптимальных конструкций гальванических устройств.

Для инженерно-технических работников, занимающихся конструированием, изготовлением и эксплуатацией оборудования цехов и участков металлопокрытий.

Из книги:

РАСЧЕТ АВТООПЕРАТОРОВ ЛИНИЙ ГАЛЬВАНООБРАБОТКИ.

Автоматические линии гальванообработки (АЛГ) предназначены для нанесения гальванических, химических и анодно-оксидных покрытий. В зависимости от принципа перемещения обрабатываемых деталей различают АЛГ с жестким циклом управления и с гибким (нежестким) программным управлением.

Линии с жестким единичным циклом характеризуются тем, что последовательность выполнения технологических операций жестко определена конструкцией АЛГ и обрабатываемые детали транспортируются только в одном направлении; поэтому число

ванн линии, в том числе промывочных, соответствует числу операций технологического процесса. Так как линия работает при постоянной скорости и характеризуется постоянным ритмом, то для достижения одинаковой длительности обработки часто увеличивают продолжительность коротких вспомогательных операций. Несмотря на ограниченную технологическую гибкость такие линии вследствие их высоких производительности и надежности, получили наибольшее применение в массовом и крупносерийном производствах, т. е. в случаях, когда необходима массовая обработка деталей, изготовляемых в течение длительного периода по неизменным чертежам.

Автоматы с нежестким единичным циклом (гибким программным управлением) характеризуются: наличием отдельных автооператоров, не связанных один с другим и управляемых командоаппаратами в соответствии с программой; высокой технологической гибкостью, возможностью выполнения одним автоматом нескольких видов покрытий по разным технологическим процессам, возможностью быстрой перенастройки автомата с одного вида покрытия на другой.

Принцип действия автооператорных линий состоит в следующем. Вдоль ванн по направляющим перемещаются автооператоры, которые переносят подвески или барабаны с деталями из ванны в ванну в соответствии с технологическим процессом. Автооператор выполняет горизонтальное и вертикальное (подъем и опускание) перемещения. Каждое движение осуществляется индивидуальным приводом, состоящим из электродвигателя и редуктора.

Применительно к автоматическим линиям гальванообработки в зависимости от информационно-управляющих систем и средств программного обеспечения термины автооператор и промышленный робот по сути идентичны.

Под термином автооператор понимают (ГОСТ 25686-85) автоматическую машину, состоящую из исполнительного устройства в виде манипулятора (или совокупности манипулятора и устройства передвижения) и неперепрограммируемого устройства управления.

Промышленный робот - это автоматическая машина, стационарная или передвижная, состоящая из исполнительного устройства в виде манипулятора с несколькими степенями подвижности, и перепрограммируемого устройства программного управления для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций. Перепрограммируемость свойство промышленного робота заменять управляющую программу автоматически или при помощи человка-оператора.

Автоматические линии с программным управлением обеспечивают: неодновременный перенос подвески или барабана с деталями из одних ванн в другие; различной длительности выдержку подвески с деталями в ванне; обработку деталей на подвеске без ее перемещения транспортным устройствами (автооператорами). Ванны автоматической линии с программным управлением, скомпонованные в том или ином порядке, обслуживаются одним или несколькими автооператорами, которые перемешаются в соответствии с заданной программой по направляющим, расположенным сверху или сбоку от ванн. Автооператоры поднимают, переносят из ванны в ванну и опускают подвеску или барабан в соответствии с программой, вносимой в командоаппарат или ЭВМ.

Конструкции автооператоров и схемы их перемещений могут быть разнообразными. Основные преимущества применения автооператоров тельферного типа (например, промышленного робота модели ГМ 500Ц 02.01): компактность планировочных решений размещения оборудования, удобство профилактического обслуживания и ремонта ванн и отдельных систем линии гальванообработки; небольшая металлоемкость автоопертгоров и линии в целом.

Для перемещения автооператоров портального типа (состоит из металлоконструкции, грузоподъемного механизма и механизма передвижения) применяют двухрельсовый путь, который укрепляют непосредственно на бортах ванн, что несколько увеличивает габаритные размеры линии.

Во время обработки деталей в ваннах автооператор может отсоединяться от подвески или барабана (приспособления), освобождаясь для проведения операций транспортирования в других ваннах; поэтому автооператор снабжен механизмами захвата или зажима штанг приспособлений. При отсутствии таких механизмов приспособления в течение всего периода обработки соединены с автооператорами. Подобные автоматические линии имеют замкнутую трассу перемещения; их применяют, когда продолжительность наиболее длительной операции невелика по сравнению с продолжительностью остальных операций. В зависимости от того, отсоединяются автооператоры от штанг или нет, автоматические линии рекомендуется делить на расцепляемые и нерасцепляемые. В зависимости от числа автооператоров автоматические линии делят на однооператорные и многооператорные. Автоматические линии могут быть однопроцессными и многопроцессными. К последним следует относить и автоматические линии для нанесения покрытия по одному и тому же технологическому процессу, но на слои различной толщины.

Нерасцепляемые автоматические линии с одним автооператором не всегда целесообразно применять, поскольку изменение времени выдержки в любой из ванн, а также порядка следования автооператора не позволяет увеличить производительность.

Это объясняется тем, что ритм работы лимитируется суммой общего времени выдержки во всех ваннах и общего времени перемещения автооператора.

По принципу захвата приспособлений с деталями на штанге расцепляемые автоматические линии делят на расцепляемые автоматические линии с верхним холостым ходом автооператора и расцепляемые автоматические линии с нижним холостым ходом автооператора. Первые из этих линий снабжены специальными приспособлениями (захватами) для зажима штанг. При переносе подвесочного устройства с деталями автооператор совершает следующий цикл движений: горизонтальное перемещение на позицию (холостой ход), опускание и зажим штанги, подъем, выстой на позиции для стекания раствора, перемещение на другую позицию, останов, опускание, расцепление с подвесочным устройством (для расцепляемых автооператоров), отход на следующую позицию.

В расцепляемых автоматических лилиях с нижним холостым ходом автооператор совершает холостой ход в нижнем опушенном положении: при этом зажим штанги не требуется. Цикл движения автооператора: горизонтальное перемещение на позицию (холостой ход), подъем (извлечение приспособлений с деталями из ванны), горизонтальное перемещение в следующую ванну, опускание в нее, горизонтальный ход в нижнем положении. В этом случае для перемещения подвески с деталями требуется меньше холостых движений автооператора, а захваты по конструкции проще, чем зажимные приспособления, требующие специального привода; однако надо учесть, что фиксация автооператора на позиции должна быть более точной. После опускания подвески в следующую ванну автооператор совершает дополнительно небольшой ход вниз, в результате чего захваты отсоединяются от кронштейнов штанги.

Конструктивно автоматические линии могут быть выполнены как с верхним, так и с боковым расположением автооператора. Автоматические линии с боковым расположением автооператора применяют для транспортирования относительно легких грузов. Для перемещения тяжелых грузов лучше использовать автооператоры с верхним расположением рельсовых путей. Автоматические линии этого типа у каждой позиции имеют путевые конечные выключатели или упоры. При верхнем расположении автооператоров эти элементы размещены высоко над ваннами, что создает некоторое неудобство при обслуживании. Автоматические линии с боковым расположением автооператора занимают несколько большую площадь, но более удобны для обслуживания.

Компоновка автоматических линий зависит от планировки цеха, характера технологического процесса, числа и типа автооператоров. Линии могут быть прямыми (одно- и двухрядными), круглыми, овальными, угловыми (удобно для установки вдоль стен цеха, образующих угол).

Многопроцессные автоматические линии выполняют с разветвленной трассой перемещения подвесок с деталями по ваннам покрытия и общей трассой на участках ванн предварительной и окончательной обработок.

Процесс управления автооператором заключается в последовательном включении и выключении соответствующих электродвигателей. Команды на включение и выключение выдает командоаппарат в соответствии с заданной программой. Сигнал для остановки автооператора подают путевые конечные переключатели или датчики, установленные в соответствующих местах на позициях загрузки и выгрузки.

Наиболее важные параметры автооператоров, определяющие их функциональную и технологическую универсальность, надежность и безопасность работы: номинальная грузоподъемность; погрешность позиционирования (основной параметр автооператоров, манипуляторов, транспортно-загрузочных промышленных роботов и других механизмов, оснащенных позиционными системами управления); максимальные скорость и ускорение;

усилие захватывания транспортируемых объектов; установленные безотказная наработка и срок службы до капитального ремонта или списания.

Погрешность позиционирования определяет степень отклонения заданной позиции исполнительных механизмов автооператора от фактической при многократном перемещении подвесочных устройств заданной массы. На погрешность позиционирования влияют грузоподъемность автооператора, конструкция и кинематика исполнительного механизма, техническая характеристика привода и системы управления и другие факторы. Заслуживают внимания способ снижения погрешности позиционирования (А.с. 850761 СССР, МКИ3 C 25 D 19/00) особенно при высоких скоростях горизонтального перемещения, совмещением электродинамического торможения тиристорным электроприводом с электромеханическим тормозом, исключающим колебания автооператора.

Разработана автоматическая линия с консольным автооператором, погрешность позиционирования которого при горизонтальном перемещении составляет ± 10 мм. Основные технические характеристики автооператора:

Грузоподъемность, кг

30

Вертикальный ход консоли, мм

785

Скорость горизонтального перемещения, м/мин

14,2

Скорость подъема и опускания консоли, м/мин

7,1

Мощность приводов, кВт

0,8

По сравнению с аналогичной известной конструкцией автоматической линии Модуль-Х фирмы Ерко лимитед (Великобритания) конструкция АЛГ с консольным автооператором отличается повышенной надежностью, более технологична в изготовлении, монтаже и эксплуатации, имеет меньшие габаритные размеры, удобное расположение направляющих горизонтального перемещения автооператоров и усовершенствованная конструкция автооператоров определили уменьшенную металлоемкость, повышенную жесткость и улучшенный внешний вид автомата. Упрощение конструкции модульного каркаса обусловило сокращение числа отдельных частей модуля. Простота и технологичность конструкции АЛГ позволяет изготовлять ее в цехах нестандартного оборудования.

Для тельферного (ГМ 500Ц 02.01) и портального (ГМ 500Ц 03.01) промышленных роботов, применяемых в гальваническом производстве допускаемая погрешность позиционирования составляет ±50 мм при скорости горизонтального перемещения 15-30 м/мин.

Максимальная скорость горизонтального перемещения автооператора обычно ограничена при заданной грузоподъемности, инерционными усилиями, возникающими в начале движения автооператора и в момент его останова и существенно влияющими на устойчивость подвесочного устройства с деталями и погрешность позиционирования. Увеличение скорости перемещения, с одной стороны, уменьшает время перемещения, с другой - увеличивает, при заданной интенсивности торможения и разгона, время торможения и разгона до номинальной скорости.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Электролитическое осаждение покрытий.

Глава 2. Расчет устройств для осаждения покрытий на поверхности отверстий.

Глава 3. Расчет и конструирование подвесочных устройств для анодной обработки.

Глава 4. Принципы конструирования гальванических устройств.

Глава 5. Расчет технических систем и элементов гальванических устройств.

Глава 6. Основы надежности и программируемый расчет гальванических устройств.