Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Пневмотранспорт сахара в пищевой промышленности.
А.Ф. Заборсин, Т.К. Васильева.
Пневмотранспорт сахара в пищевой промышленности. 1979 г. 280 стр. Илл.
В книге описано устройство установок пневматического транспортирования сахара-песка и на конкретных примерах показано их применение в различных отраслях пищевой промышленности, дана оценка эффективности и определена степень целесообразности применения различных способов пневмотранспортирования. Изложены результаты теоретических и экспериментальных исследований гидродинамики пневмосистем высокого давления с использованием в качестве пневмонасосов камерных питателей. Приведены методики, примеры расчета и рекомендации по конструктивному оформлению установок различного типа. Авторами рассмотрены перспективные направления развития пневматического транспортирования сахара-песка.
ВВЕДЕНИЕ.
Пневматический транспорт является одним из прогрессивных способов механизации и автоматизации перемещения насыпных грузов. Этот вид транспорта нашел применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Широкое использование установок пневмотранспорта сыпучих материалов объясняется их значительной производительностью (до 500—600 т/ч) и большим радиусом действия (подача материала на расстояние до 2 км. с высотой подъема 100 м и более) в самых стесненных производственных условиях, т. е. использованием площадей, непригодных для других способов транспортировки, экономией производственной площади, полным отсутствием остатков и потерь перемещаемого продукта в линиях, высокими санитарно-гигиеническими условиями его транспортирования; исключением нарушений технологических и гигиенических режимов воздушной среды в производственных помещениях в связи с отсутствием пыления; легкостью монтажа, сокращением рабочего персонала и упрощением обслуживания; гибкостью в эксплуатации и возможностью полной автоматизации управления.
При величине гранул перемещаемого материала до 10 мм пневмотранспортные установки по сравнению с другими транспортными системами почти во всех случаях предпочтительнее.
К недостаткам установок пневматического транспорта относят сравнительно высокий удельный расход электроэнергии на единицу массы транспортируемого продукта, сложность изготовления и эксплуатации оборудования для очистки транспортирующего и отработанного воздуха, значительный износ материалопроводов и измельчение транспортируемого продукта. Однако правильный выбор способа и оборудования для пневмотранспортирования данного продукта позволяет частично или полностью их устранить.
В пищевой промышленности пневматический транспорт нашел широкое применение для перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов в виде мелкоштучных, зернистых, пылевидных и волокнистых материалов:
-в пивоваренной и спиртовой промышленности для зерна, солода и несоложеных материалов, кормовых дрожжей, сухой барды;
-в крахмало-паточной промышленности для крахмала, глютеновой и жмыховой муки;
-в кондитерской промышленности для муки, сахара (сахарной пудры), бобов какао и продуктов их переработки;
-в сахарной промышленности для жома (на отечественных заводах) и кизельгура, сахара, костеугольной крупки, извести (на зарубежных предприятиях);
-в мукомольной, макаронной и хлебопекарной промышленности для транспорта зерна, круп, муки, вермишели, лапши, рожков;
-в консервной и концентратной промышленности для сухого молока, муки, крупяных отваров, сахара и манной крупы;
-в чайной и табачной промышленности для чая и табака;
-в масло-жировой промышленности для семян масличных культур и шрота из них;
-в парфюмерно-косметической промышленности для мыльной стружки, мела и зубного порошка.
Однако темпы внедрения пневматического транспорта в пищевую промышленность отстают от темпов его развития и внедрения в другие отрасли народного хозяйства.
Это вызвано в основном отсутствием достаточного количества опубликованных методик и норм проектирования пневмотранспортных установок, а также обобщенных сведений об опыте промышленной эксплуатации таких установок. В результате проектные решения нередко принимают не имея достаточно полных сведений о реальной возможности пневмотранспортирования данного продукта, что создает впоследствии трудности при наладке работы запроектированных установок, а в отдельных случаях становится невозможным вывести их на заданные рабочие режимы. Именно поэтому на ряде предприятий демонтируют существующие пневмотранспортные установки и отказываются от монтажа новых, ошибочно ссылаясь на нецелесообразность перемещения пневматическим способом материалов, для которых были предназначены эти установки.
Сказанное относится и к пневматическим установкам для транспорта сахара-песка. Сахар-песок — ценный пищевой продукт, загрязнение и потери которого в атмосферу в виде сахарной пыли наносят значительный материальный ущерб, поэтому возможность перемещения его в закрытых коммуникациях, помимо всех прочих преимуществ пневматических установок, делает их предпочтительными по сравнению с любыми механическими. Кроме того, следует учесть разрыхление продукта в процессе его перемещения, возможность понижения температуры и влажности сахара-песка, что соответствует технологическим требованиям, например перед закладкой его на хранение. Проблема широкого внедрения пневматического транспорта сахара-песка особенно актуальна в связи с переходом на его бестарные способы хранения и перевозки. Экономические и организационные преимущества такого перехода неоспоримы: сокращение потерь сахара, отказ от дорогостоящей тары, ликвидация трудоемких ручных работ и автоматизация транспортно-перегрузочных работ, улучшение санитарно-гигиенических условий и техники безопасности. Экономический эффект от внедрения бестарных способов хранения и перевозок сахара составляет в среднем около 5 руб. на 1 т сахара.
В пищевой промышленности накоплен определенный опыт пневматического транспортирования сахара. Однако существующие установки маломощны и функционируют в нашей стране в основном лишь на отдельных предприятиях кондитерской промышленности. За рубежом пневмотранспортирование сахара распространено не только на сахароперерабатывающих (кондитерских фабриках, рафинадных заводах), но и на сахаровырабатывающих предприятиях.
На протяжении ряда лет во Всесоюзном научно-исследовательском институте сахарной промышленности проводились обширные теоретические и Экспериментальные исследования по изучению гидродинамики двухфазных систем сахар - воздух, изысканию рациональных способов пневмотранспортирования и выбору конструкций оборудования для его осуществления, а также выявлению оптимальных режимов работы установок.
В книге приведены основные результаты этих исследований, а также конкретизированы области применения установок различного типа. Даны методики расчета установок, работающих при различных давлении воздуха и концентрации аэросмеси, и рекомендации по конструированию элементов трасс и пневмонасосов и монтажу установок.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1. Принцип действия пневмотранспортных установок, конструктивные особенности, цели и задачи проектирования и расчета.
Глава 2. Сахар-песок как объект транспортирования.
Глава 3. Существующие способы пневматического транспортирования сахара-песка.
Глава 4. Рекомендуемые области применения пневмоустановок различного типа и выбор питателей.
Глава 5. Гидродинамика пневматических систем высокого давления.
Глава 6. Измельчение сахара-песка при пневматическом транспортировании.
Глава 7. Проектирование и гидравлический расчет установок для пневмотранспортирования сахара-песка.
Глава 8. Перспективные направления развития пневмотранспортирования сахара-песка.
Список использованной литературы.
|