Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Электрические машины с катящимся ротором.
А.И. Бертинов, В.В. Варлей.
ЭНЕРГИЯ. М. 1969 г. 200 стр. Ил.
В книге рассмотрены тихоходные электрические машины, предназначенные для использования в автоматизированном безредукторном электроприводе.
Рассмотрены вопросы теории, проектирования и применения двигателей, а также реактивной муфты-редуктора.
Книга рассчитана на специалистов в области электрических машин для автоматических устройств и исполнительного электропривода.
ВВЕДЕНИЕ
.Электропривод систем с относительно малой скоростью перемещения рабочих органов исполнительных механизмов обычно состоит из быстроходного электродвигателя и понижающего редуктора с большим передаточным отношением.
Для указанных систем возможно применение тихоходных малоинерционных электродвигателей с катящимся ротором (ДКР).
Впервые однофазные и многофазные синхронные ДКР были предложены в Советском Союзе в 1944 г. Л. И. Москвитиным.
В настоящее время электродвигатели названного типа выпускаются серийно во Франции фирмой Rochar Electronique (SFAIRE) под названием Steromoteur и по лицензиям этой фирмы в Англии, США, Японии, Канаде, Испании.
Синхронные ДКР находят все большее применение в автоматизированном электроприводе, они успешно работают в различных автоматических установках следящих и телеуправляемых систем.
В отечественной и зарубежной печати опубликован ряд работ, посвященных теоретическому и экспериментальному исследованию электрических машин с катящимся ротором (ЭМКР).
А. И. Москвитин, предложивший ряд схем синхронных ЭМКР (двигатели и генераторы), впервые описал принцип действия и качественно исследовал процессы, происходящие в ЭМКР. Используя принцип виртуальных перемещений, он объяснил относительное увеличение вращающего момента в ЭМКР по сравнению с машинами классического типа. Однако в работах Москвитина не учтено перераспределение н. с. обмотки статора, приходящейся на рабочий зазор, вследствие эксцентрического положения ротора в расточке и не отражена количественная сторона процесса.
С. Н. Алексеев-Мохов предложил теорию рабочего процесса и методику расчета. В частности, им получены выражения, определяющие величину и скорость вращения сил одностороннего притяжения в ДКР различных конструктивных схем, определены главные размеры и выполнены экспериментальные исследования ДКР. Однако допущены неточности, которые приводят к ошибкам. При определении сил одностороннего притяжения не учитывается величина эксцентриситета, которая определяет степень электромагнитного воздействия цепей якоря и возбуждения. При эксцентриситете, равном нулю, коэффициент взаимодействия цепей равен нулю и, следовательно, преобразования энергии в электрической машине не происходит. С учетом эксцентриситета рассматриваются процессы при неподвижном роторе, что не соответствует действительности. В последнем случае используются результаты работы Н. А. Киклевича, где также не учитывается перераспределение н. с. обмотки якоря, обусловленное эксцентрическим положением ротора в расточке. В работах не устанавливается связь с выражениями, полученными в предположении, что эксцентриситет ранен пулю.
Работы В. П. Наний, посвящены исследованию синхронного ДКР, питающегося от сети повышенной частоты. Им разработаны образцы ДКР с хорошими весовыми показателями. При определении электромагнитных сил и моментов, действующих на ротор, В. П. Наний также не учитывает величину эксцентриситета. В работах В. П. Наний не проводится аналогия с электрическими машинами классического типа, он пытается рассмотреть машину с катящимся ротором в виде электромагнита, что затрудняет понимание и анализ электромагнитных процессов преобразования одного вида энергии в другой. В конечном счете это не позволяет сформулировать теоретически обоснованную методику проектирования ЭМКР как следствие общей теории электрических машин.
В [Л. 22] рассмотрены вопросы теории рабочего процесса шагового ДКР. Вводится понятие оптимальной величины эксцентриситета. Однако в качестве исходных соотношений авторы используют выражения, полученные в [Л. 29], что ставит под сомнение правильность окончательных выводов.
В [Л. 23] опубликованы результаты экспериментального исследования кинематики движения ротора электродвигателя в установившемся режиме. Дается оценка деформаций тонкостенного ротора при работе двигателя.
В [Л. 24—28] приводится описание различных конструкций выполненных образцов ДКР и основные результаты экспериментальных исследований.
Краткий обзор и анализ основных работ, посвященных ЭМКР, указывает на отсутствие стройной теории и единства взглядов на теорию рабочего процесса ЭМКР.
Недостаточное промышленное использование ЭМКР в значительной мере объясняется относительной сложностью конструкции машины и технологии, а также отсутствием разработанной теории и методов проектирования электрических машин названного типа.
В данной работе делается попытка изложить основы теории рабочего процесса и методы проектирования ЭМКР на базе общей теории синхронных машин. Кроме того, приводится обзор конструктивных схем ЭМКР.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1. Электрические машины с катящимся ротором.
Глава 2. Магнитное поле в рабочем зазоре синхронной машины с катящимся ротором.
Глава 3. Электромагнитные силы и моменты синхронной машины с катящимся ротором.
Глава 4. Влияние гармоник линейной нагрузки якоря на рабочие процессы ЭМКР.
Глава 5. Влияние магнитной проницаемости активной зоны магнитопровода на рабочие процессы ЭМКР.
Глава 6. Уравнения и параметры электрической машины с катящимся ротором.
Глава 7. Бесконтактная электромагнитная муфта-редуктор.
|