БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00211.
ББК 39.428. Малые суда.

Постройка моделей судов.

О. Курти.

Энциклопедия судомоделизма.

Издательство СУДОСТРОЕНИЕ. Л. 1977 г. 544 стр. Ил.

В книге кратко изложена история судостроения. Большое внимание уделено общим принципам проектирования судов и моделей. Приведены сведения об устройстве станинных судов и их вооружении, подробно объяснено, из какого материала и как лучше строить модели судов.

Книга предназначается для судомоделистов-любителей, в том числе и начинающих, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей судостроения и устройством парусных судов.

Все больше людей в нашей стране и за рубежом посвящают свое свободное время постройке самоходных и управляемых моделей, а также моделей-копий старинных судов. Для того чтобы создать их, моделист должен обладать не только обширными знаниями по теории корабля, но и достоверными сведениями о судах-оригиналах. За последние годы издательство выпустило ряд переводных книг, посвященных истории судостроения, архитектуре судов.

Настоящая книга представляет собой практическое руководство для судомоделиста. Она знакомит читателей с историей судостроения, устройством старинных судов, вооружением и деталями.

Автор книги О. Курти - заведующий отделом транспортной техники Национального музея науки и техники в Милане, вице-президент итальянского объединения судомоделистов Navimodel - рассказывает, как и из какого материала лучше всего делать такелаж, детали вооружения, показывает их развитие. Основное внимание он уделяет судам XVI-XVII вв., наименее известным читателям.

В книге содержится большое количество (более 600) рисунков, которые помогают составить представление о судах и их устройстве и позволяют создавать исторически верные модели.

При переводе аналоги некоторых терминов, относящихся к судостроению до XVII в. (в тексте они взяты в кавычки), не были найдены. Это можно объяснить тем, что строительство судов, подобных западноевропейским, началось на Руси в конце XVII в. Написание морских терминов дано в соответствии с принятым в словарях К. И. Самойлова (Морской словарь. Т. I-II. М.-Л., Военмориздат, 1939, 1941), И. Сморгонского (Кораблестроительные и некоторые морские термины нерусского происхождения. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1936) и Р. Э. Порецкой (Орфографический морской словарь, М., Воениздат, 1974).

Русский перевод снабжен списком литературы, которая может оказаться полезной судомоделистам, особенно начинающим.

Книга О. Курти выдержала в Италии три издания, переведена на немецкий язык. Издательство надеется, что она будет интересна и для советского читателя, и выражает благодарность всем, кто принимал участие в ее подготовке.

ВВЕДЕНИЕ.

Наверное, немногие знают, что постройка моделей судов - очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок - детские игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое, значение. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. профессор Вулли нашел очень интересную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная из серебра, с четырьмя сиденьями для гребцов и веслами с лопастями была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.

В Древнем Египте модели судов также имели культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, находили и модели лодок, которые, возможно, изготовляли специалисты-ремесленники.

В Долине царей и других местах при раскопках найдены многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей - это так называемые суда мертвых с алтарем умершего посредине, или вотив-суда, т.е. суда-пожертвования. Роскошные модели, в основном золотые или серебряные, находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева, - в простых могилах бедного люда.

Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, раскрашены и имеют интересные детали. Национальный музей в Каире обладает обширной коллекцией судов времен I-XXX династий, которая наглядно показывает развитие египетского судостроения в течение трех тысяч лет.

Модели судов знаменитых мореплавателей древности - финикийцев - до нас не дошли. Известно лишь несколько барельефов в Сидоне и Тире, а также рисунков на стенах египетских гробниц. На них изображены финикийские суда, как правило, стоящие в гаванях и выгружающие различные товары.

Религиозный и ритуальный характер имели модели судов древних жителей о. Сардиния. В многочисленных нурагах - чрезвычайно любопытных сооружениях из камня, служивших одновременно домом, замком и храмом, - кроме оружия, скульптур и предметов домашнего обихода найдены многочисленные культовые модели судов, изготовленные из бронзы, в носовой части которых имеется орнамент с изображением быков или львов.

В Италии вотив-суда были найдены около Ветулонии - в районе распространения этрусской культуры. Одно из них изготовлено из бронзы и имеет многочисленные фигурки зверей на борту, т. е. представляет своего рода Ноев ковчег. Подобные маленькие суда, изготовленные из алебастра или терракоты, относящиеся к различному времени, найдены и в многочисленных гробницах в Средней Италии. Эти модели тоже имеют культовый характер.

К эпохе классической Греции относится модель из терракоты, хранящаяся в Британском музее и представляющая судно VI в. до н. э. Другая модель из музея в Афинах дает представление о военной галере. Не стоит забывать, что и постамент знаменитой Ники Самофракийской в парижском Лувре имеет форму носа греческой галеры. Очень интересна модель торгового судна, принадлежащая колледжу Лондонского университета. У нее большие люки и выпуклый корпус. Этим она отличается от военного судна.

О римском судостроении сведений осталось немного, поэтому так ценны сохранившиеся изображения судов. Среди них наиболее известны стенная роспись в Помпеях, барельефы из Порто, Ватиканского музея, музея Неаполя и на колонне Траяна.

Уникальной считается находка римских судов на озере Неми. Важнейшие и единственные свидетели античного судостроения, к сожалению, были уничтожены во время второй мировой войны. Их новоделы, построенные в масштабе 1 : 3, можно рассматривать как крупнейшие модели в мире.

Недавно была найдена прекрасная модель римского грузового судна 100 г. н. э., построенная, вероятно, в Сирии. Подобные модели, хотя и не являются копиями оригиналов с выдержанными пропорциями (они изготовлены ремесленниками довольно грубо и стилизованно), наглядно отображают судостроение древности.

Культовое использование моделей судов было свойственно и христианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают вотив-суда, выполненные моряками в дальних морских плаваниях и подаренные церквам в знак благодарности за благополучное возвращение.

На одной из картин известного итальянского живописца Карпаччо изображен внутренний вид храма с различными вотив-судами. Этот же художник в своих картинах, посвященных жизни св. Урсулы (хранятся в Академии изящных искусств в Венеции), приводит подробные детали средневековых судов. Известно, что художники того времени рисовали суда по моделям.

Вообще церкви представляют собой неисчерпаемые источники для истории судостроения. Так, одно из ценнейших изображений судов XIII в., выполненное в мозаике, находится в церкви Св. Марка в Венеции. К старейшим моделям времен открытия Америки относится модель испанского судна 1450г., находящаяся в Музее принца Генриха в Роттердаме.

К этому следует добавить, что западноевропейский храм по своей архитектуре напоминает перевернутое судно. Любопытны и названия внутренних продольных частей храма. Сосуд для сжигания ладана (кадило) начиная с IX в. делают в форме ладьи и называют по-итальянски naveta, а по-немецки Weihrauchschiffchen - кораблик для ладана.

В эпоху Великих географических открытий в связи с развитием науки и техники получает значительное развитие строительство судов, начинают совершенствоваться их модели, в том числе и вотив-суда, которые стали выполнять по расчетам и чертежам, со всеми подробностями.

В начале XVII в. Финеас Петт, комиссар доков в Чатеме, (Лондон) начинает официально изготовлять первые модели английских судов. В это же время (1600-1655 гг.) стали строить модели для проведения опытов, сначала в Англии и Голландии, а затем во Франции и России. На верфях такие модели использовали при постройке судов в качестве образцов и в опытных целях. Постепенно этот способ постройки судов стал вытеснять прежний, без предварительных расчетов и чертежей. Традиции “мастеров топора”, строивших суда так, как строили их отцы и деды, отошли в прошлое.

Начиная с XVII в. во всех странах к изготовлению моделей судов относятся, как к созданию произведений искусства. Поэтому модели, относящиеся к этому времени, бережно сохраняют в музеях и частных собраниях.

Ко времени морской войны между Францией и Англией относится появление знаменитых маленьких моделей, выполненных военнопленными. Дело в том, что англичане создали в Дартмуре, Дорчестере и Норман Кросе три больших лагеря для военнопленных, которым было разрешено работать. Среди них были искусные мастера по золоту, дереву или слоновой кости, скульпторы, краснодеревщики, часовщики. С помощью простейшего инструмента и небольшого количества материала, который был в их распоряжении, пленные изготовляли модели судов длиной не более 19 см. Паруса и корпус делали из дерева, такелаж - из волос или нитей одежды. Модели устанавливали на украшенные постаменты и закрывали оригинальными стеклянными колпаками. В настоящее время эти модели очень ценятся любителями как особые произведения искусства.

В последние пятьдесят лет постройка моделей судов получила широкое распространение. Воссоздание копий старинных и современных судов - настольных и самоходных - становится увлечением многих людей.

Модели судов имеют свою судьбу. Их часто крадут, особенно модели, выполненные из золота или серебра. Некоторые из них совершают длительные плавания. Так, в 1935 г. один американский моделист изготовил тендер длиной 80 см и на побережье Вирджинии пустил в плавание по Атлантическому океану, На палубе он закрепил стеклянную трубку, в которую вложил обращение с просьбой сообщить ему о судьбе модели за вознаграждение в 50 долларов. Через два года модель со следами длительного плавания была обнаружена рыбаком на рейде Гавра. Он и получил обещанную награду. Это маленькое суденышко - чудо остойчивости и прочности - за два года прошло не менее 7000 км!

Из книги:

ЦИКЛЕВКА.



Циклевка предназначена для устранения недоделок и ошибок, допущенных при работе такими строгальными инструментами, как рашпиль, рубанки и т. п. Эту операцию выполняют особым инструментом для скобления - циклей - или маленькими кусочками стекла с острыми краями; циклюют по направлению волокон дерева, что требует известного уменья. Циклевать можно деревянные корпуса любых моделей, в том числе малых, даже с обшивкой, но очень осторожно.

ГРУНТОВКА И ШПАКЛЕВКА.



Оба понятия, по существу, определяют один и тот же рабочий процесс, только грунтовочная краска, как более жидкая, наносится на поверхность кистью, а шпаклевочная масса - более густая и более вязкая - шпателем.

Перед грунтовкой и шпаклевкой внешнюю поверхность следует покрыть олифой, которая проникает внутрь дерева и заполняет его поры. Обычно грунты наносят на поверхность, которая позже будет покрыта цветным лаком, и на орнаменты моделей старинных судов перед позолотой. Грунт и шпаклевка могут быть цветными. Если поверхность корпуса будет покрываться цветным лаком, то цвет грунта или шпаклевки не имеет значения, если - бесцветным лаком, то цвет покрытия под ним должен как можно больше походить на цвет дерева.

Ниже рассмотрим различные типы грунтов и шпаклевок, которые обычно применяют в судомоделизме.

Грунт из белил и клея. Применяют очень жидкие мездровый и костный клеи, в которые добавляют висмут. Грунты накладывают обычно на орнаменты и украшения для создания достаточно прочной основы перед позолотой. Вначале наносят слой легко подогретого грунта. После его высыхания накладывают еще три или четыре слоя. Каждый слой необходимо тщательно прошлифовать. Мелкие детали можно просто два-три раза окунуть в грунт (каждое погружение приравнивается нанесению слоя). После каждого погружения деталь нужно прошлифовать.

Грунт из каолина. Применяют для создания слоя толщиной до 1 мм; его приготовляют из каолина и 10-процентного раствора клея в воде. Он служит основой для наложения шпаклевки и позолоты,

Нитро- и синтетические грунты. Нитрогрунт представляет собой нитроцеллюлозное соединение, смешанное с соответствующим разбавителем. Широкого распространения не получил, так как при большом количестве слоев на его поверхности образуются трещины.

Самоходные модели предпочтительнее покрывать синтетическими грунтами. Предварительно их разбавляют чистым скипидаром или скипидарной эссенцией, так как в продажу, они как и нитрогрунты, поступают в виде шпаклевок (в густотертом виде).

Отличным грунтом для самоходных моделей является эпоксидная смола, которую на поверхность корпуса наносят в разведенном виде; смола образует очень прочную основу для последующего наложения нитро- или синтетической шпаклевки. Однако на такую смолу необходимо сперва нанести кистью слой нитро- или синтетического грунта.

Клеевая шпаклевка. Представляет собой вязкую массу, состоящую в основном из белил и клея. Ее изготовляют из мездрового или костного клея, висмута, каолина или гипса. Эти компоненты смешивают шпателем, причем следят, чтобы смесь была не очень густой. Шпаклевка служит для заделки отверстий, трещин и сглаживания поверхности в основном на настольных деревянных моделях; наносят ее шпателем в теплом виде. Вместо клеевых шпаклевок в последние годы с успехом применяют готовые шпаклевки, приготовленные на виниловых и акриловых смолах.

Нитро- и синтетические шпаклевки. Состоят из тех же исходных веществ, что и соответствующие грунты. Нитрошпаклевку применяют для настольных моделей современных судов, а синте­тические шпаклевки - для корпусов самоходных моделей.

Специальные шпаклевки. В некоторых случаях применяют легкую шпаклевку. Для ее получения в обычные шпаклевки добавляют пробковый порошок, опилки или бумажную массу. Предназначены для нанесения толстого шпаклевочного слоя. Встречается шпаклевка, которая после высыхания приобретает свойства дерева: ее можно пилить, строгать, сверлить и т. д. Служит для исправления грубых ошибок в работе.

Наконец, имеются так называемые шпаклевки по металлу. После высыхания верхний слой их приобретает прочность металла.

ПОСТРОЙКА НАБОРНЫХ КОРПУСОВ С ГНУТЫМИ ШПАНГОУТАМИ ПО ШАБЛОНАМ (ЛЕКАЛАМ).


Этот способ, применяющийся и в судостроении, состоит в постройке корпуса по специальным шаблонам, пригодным для создания серий.
Вследствие своей специфичности этот способ, как будет видно из дальнейшего, применяют практически лишь для изготовления очень легких водонепроницаемых корпусов. Работу начинают с изготовления шаблонов. Их снимают с чертежа корпуса и вырезают из фанеры или доски толщиной не менее 20 мм, в зависимости от размеров модели. Профиль шаблона по сравнению с контуром шпангоутов должен быть уменьшен на толщину обшивки (3-4 мм) плюс толщину шпангоута (3-4 мм). Контур шаблона вычерчивают параллельно контуру соответствующего шпангоута и через кальку переносят на доску. На каждом шаблоне необходимо проделать четырехугольные вырезы для прохода продольных реек и установки киля.
Затем подготавливают стапель - строго прямоугольную доску с плоскими параллельными наружными поверхностями. Ширина доски должна равняться ширине наименьшего шпангоута, чтобы на ней было легко выполнять необходимые работы. На стапеле прочерчивают продольную ось симметрии модели и линии шпангоутов. Затем перевернутые шаблоны (при работе этим способом корпус стоит килем вверх) крепят на стапельной доске на линиях шпангоутов с помощью привинченных маленьких боковых брусочков (рис. 234).
Следует помнить, что при изготовлении шаблонов - фальшивых шпангоутов - надо учитывать седловатость палубы, поэтому применять подкладки не требуется; необходимо только на краях шаблонов отметить линию верхнего края корпуса. Шаблоны нужно устанавливать с большой аккуратностью: они должны стоять строго вертикально и симметрично ДП. Шаблоны вообще имеет смысл выполнять из двух половин, что в последующем облегчит их удаление.
Транец модели делают из одного куска дерева, профиль которого уменьшают на толщину обшивки (рис. 235). По завершении постройки корпуса транец остается внутри него, поэтому его положение по высоте должно быть очень точно выверено. Крепят транец на стапеле с помощью деревянного брусочка, высота которого равна превышению носа относительно кормы.
Прежде чем шаблоны будут закреплены, необходимо снять малки. Точность обводов корпуса контролируют рейкой.
Затем изготовляют киль, контур которого снимают с проекции «Бок». Киль делают из трех деталей: носовой, включающей форштевень, средней, к которой крепится килевой плавник, и кормовой, конец которой крепят к транцу. В киле должны быть проделаны вырезы для установки гнутых шпангоутов. Килевой плавник выполняют из наложенных друг на друга «цельных» слоев (рис. 236). Готовый и подогнанный киль накладывают на шаблоны и крепят (рис. 237); на корме привинчивают, а на носу устанавливают брусок с пазом (рис. 238). Для большей надежности киль несколькими шурупами можно закрепить и непосредственно на шаблоне. После окончания работы шурупы вынимают, а оставшиеся отверстия заделывают пробками из твердых пород дерева. Одновременно устанавливают и обе продольные рейки (см. рис. 237). После этого приступают к изготовлению гнутых шпангоутов из реек ясеня прямоугольного сечения толщиной 3-4 мм и шириной 8-10 мм, в зависимости от размеров модели. (Приведены размеры для спортивных моделей международных классов М и А). Рейки нарезают так, чтобы их длина была на 1-1,5 см больше длины периметра шаблона до палубы. После окончания работы выступающие части шпангоутов обрезают.
Рейки для шпангоутов накладывают на шаблон в намоченном виде и изгибают, преодолевая определенное сопротивление. На киле их крепят маленькими латунными шурупами (желательно предварительно в рейках просверлить отверстия при помощи сверлилки или буравчика), а на противоположных концах - шнуром (рис. 239). Можно их прикреплять и непосредственно к шаблонам маленькими гвоздиками с картонными шайбами; по мере установки обшивки гвоздики вынимают. Целесообразно между шпангоутами и шаблонами проложить лист промасленной бумаги, чтобы при приклеивании обшивки они не склеились. После этого приступают к наложению обшивки. Для планок обшивки используют кедр, красное дерево, тик (если обшивка останется, видимой) и липу, что менее желательно. Ширина планок в сечении по мидель-шпангоуту у моделей класса А (длина около 2 м) составляет 20-25 мм (на концах – 9-10 мм), толщина – 3-4 мм. Соответствующие размеры имеют и планки обшивки у других моделей.
Обшивку на планки размечают на шпангоутах и сужают к оконечностям так же, как описано выше. Планки накладывают от киля вниз и приклеивают синтетическим клеем; концы их привинчивают маленькими латунными шурупами 15x1 мм (рис. 240 и 241).
Каждую планку к шпангоуту прибивают маленьким гвоздиком с картонной шайбой. Длина гвоздика не должна превышать толщину шпангоута, иначе он войдет в шаблон. По мере установки планок вынимают гвоздики, ранее забитые для крепления шпангоутов. После того как работы по обшивке будут закончены и клей высохнет, необходимо вынуть оставшиеся гвоздики и обрезать планки, выступающие за транец. После этого внешнюю поверхность корпуса прошкуривают сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистыми шкурками.
Теперь можно снять корпус со стапеля и приступить к удалению внутренней формы из шаблона и продольных реек. Продольные рейки, привинченные на концах, необходимо тщательно обрезать близко к форштевню и транцу, а оставшиеся части удалить с помощью стамески. Продольные рейки можно и оставить - они будут служить в качестве клямсов.
После этого приступают к приклепыванию обшивки к шпангоутам. Для этого используют маленькие медные заклепки, длина которых несколько больше толщины корпуса (толщина обшивки и шпангоутов - около 10 мм), а диаметр равен приблизительно 0,5 мм. Если длина заклепок больше, то их следует обрезать. Посредине ширины планок и соответственно посредине ширины шпангоутов проделывают сквозные отверстия, диаметр которых несколько меньше диаметра заклепок. Отверстия слегка раззенковывают винтовым сверлом, чтобы головки заклепок утопали в них, и, вставив заклепки, расклепывают их.
Затем приступают к креплению клямсов - реек квадратного сечения - внутри корпуса вдоль его края. Перед этим во избежание изменения формы корпуса, его усиливают, установив одну или две рейки поперек мидель-шпангоута.
Клямсы ставят по краю корпуса (по обводу) с помощью маленьких струбцин и закрепляют клеем и медными заклепками. Изготовив бимсы, их ставят на клямсы, а на бимсы накладывают палубу. Существует и другой способ постройки корпуса с гнутыми шпангоутами при помощи шаблонов. Их профили уменьшают лишь на толщину обшивки, а продольные «балки» углубляют в шаблоны так, чтобы между «балкой» и краем шаблона остался промежуток, равный толщине шпангоута.
На шаблонах маленькими гвоздиками или шнурами крепят несколько временных продольных реек квадратного сечения, по четыре с каждой стороны корпуса (рис. 242). Шпангоуты вводят между «балкой» и продольными рейками (рис. 243), и их концы привинчивают маленькими шурупами: к килю - наглухо, а на продольных «балках» - временно. Для создания необходимого изгиба шпангоуты дополнительно стягивают шнуром, прижимающим их к продольным «балкам». После этого приступают к обшивке корпуса, причем по мере установки планок удаляют временные продольные рейки. Окончательную обработку проводят так, как описано выше.
По форме из шаблонов строят небольшие модели старинных судов. Этот способ особенно удобен при постройке рабочих и спасательных шлюпок старинных и современных судов. По одной форме можно сделать несколько одинаковых шлюпок, и, таким образом, полностью вооружить ими судно.
Форма может быть и монолитной. Рассмотрим, например, способ изготовления модели шлюпки по форме (рис. 244 и 245). Обработав внешнюю поверхность формы в виде монолитного корпуса из кедра мелкозернистой шкуркой, ее натирают несколькими слоями неочищенного воска, чтобы предохранить обшивку от приклеивания к форме клеем, попавшим между планками. После того как первый слой воска впитается в дерево, его поверхность равномерно покрывают последующим слоем и т. д.
Затем из фанеры, такой же толщины, как и киль на чертеже, выпиливают продольный профиль шлюпки, проходящий по верхним краям шпангоутов у киля (рис. 246). Вдоль линии киля делают ряд вырезов для установки шпангоутов. Из фанеры вырезают и внутренний профиль края шлюпки, соответствующий горизонтальной проекции корпуса. Вдоль получившегося шаблона тоже выполняют вырезы для прохода шпангоутов. Затем фанеру с горизонтальным шаблоном накладывают на форму и прикрепляют к ней шпильками, вбитыми по линии седловатости палубы. После этого устанавливают шаблон с продольным профилем и крепят транец. Гнутые шпангоуты из тонкой фанеры вставляют в отверстия в обоих профилях и закрепляют на киле (рис. 247). Окончив эту работу, приступают к обшивке корпуса планками из шпона, несколько суженными на концах. Планки накладывают на корпус от киля и крепят клеем и шпильками (рис. 248). Далее лишнюю часть вертикального профиля срезают, а наружную поверхность корпуса шлифуют и покрывают разведенным лаком. Готовый корпус снимают с формы и насыщают необходимыми внутренними и внешними деталями.
Подводя итог, скажем, что выше была сделана попытка описать различные способы постройки корпусов моделей. Приведенные ранее сведения, надеемся, позволят выполнить модель, точно копирующую оригинал. Заметим, что модель, передающую действительное строение корпуса, обшивать следует только до половины. Это позволит показать все детали внутреннего устройства, иначе все они будут скрыты от зрителя.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Глава 1. Судно.

Глава 2. Классификация судов.

Глава 3. Конструкция корпуса судна.

Глава 4. Общие положения, принятые при конструировании судна.

  • Теоретический чертеж.

Глава 5. Инструменты и механизмы, необходимые для постройки модели.

Глава 6. Выбор материала.

Глава 7. Постройки корпуса модели судна.

  • Начало постройки, стапель.
  • Монолитные корпуса.
  • Монолитные корпуса из слоеных блоков.
  • Корпуса из цельных слоев.
  • Корпуса из полых слоев.
  • Наборные корпуса.
  • Плоскокилеватые корпуса с листовой обшивкой.
  • Корпуса с плавными обводами мидель-шпангоута с обшивкой из маленьких планок).
  • Постройка спортивных и обычных самоходных моделей с парусами.
  • Постройка моделей старинных судов с наборными корпусами.
  • Постройка наборных корпусов с гнутыми шпангоутами по шаблонам (лекалам).
  • Композитные корпуса.
  • Корпуса из металла.
  • Корпуса из полиэфирной смолы.

Глава 8. Окончательная отделка деревянных корпусов моделей судов.

  • Заделка трещин и ремонт.
  • Циклевка.
  • Грунтовка и шпаклевка.
  • Шлифовка.
  • Окраска.
  • Покрытие лаком.
  • Кисти.
  • Обработка внутренних поверхностей.
  • Золочение.
  • Стапельные подставки.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Глава 9. Рангоут.

Глава 10. Паруса.

  • Классификация парусов.
  • Добавочные паруса.
  • Штормовые паруса.
  • Детали парусов.
  • Парусина для изготовления парусов.
  • Изготовление парусов для настольных моделей.

Глава 11. Тросы, блоки и другие дельные вещи, необходимые для проводки и крепления снастей.

Глава 12. Стоячий и бегучий такелаж.

Глава 13. Якоря, малые плавучие средства и рули.

  • Якоря в доисторическую эпоху.
  • Якоря в античное время.
  • Средневековые якоря. Усовершенствованные якоря.
  • Современные якоря.
  • Снаряжение старинных якорей.
  • Якорные канаты.
  • Цепи.
  • Изготовление якорей и цепей для модели.
  • Механизмы и оборудование для работы с якорями.
  • Крепление якоря на борту старинных судов.
  • Мелкие суда.
  • Детали шлюпок и их снабжение.
  • Подъем и спуск шлюпок.
  • Рули.

Глава 14. Судовое оружие.

  • Артиллерия.
  • Детали пушек и лафетов 16-18 вв.
  • Инвентарь старинных орудий.
  • Зарядка орудий.
  • Легкая артиллерия и ручное оружие 18 в.
  • Орудийные порты и их крышки.
  • Артиллерия с конца 18 до конца 19 в.
  • Скорострельные орудия.
  • Современное оружие.
  • Подводное оружие.
  • Изготовление моделей пушек.

Глава 15. Некоторые приборы, механизмы и судовой инвентарь.

  • Нактоузы.
  • Помпы.
  • Трапы.
  • Фонари.
  • Окна и иллюминаторы.
  • Вентиляция.
  • Судовые колокола.
  • Лебедки.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Глава 16. Самоходные модели.

  • Краткие сведения о технико-теоретических характеристиках судовых корпусов.
  • Плавучесть погруженного в жидкость тела.
  • Остойчивость корпуса судна.
  • Запас плавучести.
  • Сопротивление движению судна.
  • Корпуса скоростных судов.
  • Управляемость.

Глава 17. Двигатели моделей.

Глава 18. Парусные модели.

Глава 19. Модели с двигателями (моторами).

  • Скоростные кордовые модели (глиссеры).
  • Радиоуправляемые спортивные модели.

Глава 20. Радиоуправляемые модели.

  • Принцип радиоуправления.
  • Реле.
  • Исполнительные механизмы.
  • Управление рулем.
  • Управление двигателем.
  • Дополнительные действия и операции.
  • Передатчики.
  • Приемники.
  • Различные типы радиоуправляемых моделей.