БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00287.
ББК 87.3. История философии.

ФИЛОСОФИЯ ДАВИДА ЮМА.

Игорь Сергеевич Нарский.

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 1967 г. 355 с.

 

ОТ АВТОРА

Как и более ранние работы “Философия Джона Локка” (1960) и “Философия Бертрана Рассела” (1962), эта книга прежде всего имеет цель помочь студентам и аспирантам философских факультетов, изучающим историю зарубежной философии. В данной работе автор стремился всесторонне рассмотреть мировоззрение крупного британского скептика XVIII в., в творчестве которого лежат истоки позитивистского течения буржуазной мысли нового времени.

Однако данная книга по объему значительно превосходит две названные работы, и это является следствием того, что в ней со многими подробностями анализируется учение Юма о причинности. Это учение — краеугольный камень не только философии Юма, но и всего новейшего агностицизма. Впрочем, автор надеется, что и в других разделах книги читатель найдет для себя много нового, поскольку в советской философской литературе специальных сочинений о Юме до сих пор не было. Одну из своих задач автор видел, например, в том, чтобы уточнить отношение Юма к философии и этике французского Просвещения вообще и к просветительской критике религии и церкви в особенности, разобраться в методологических основах юмовского скептицизма и соотнести утилитаризм Юма с другими мотивами его этики. В обширной зарубежной литературе эти вопросы решаются весьма неоднозначно.

Роль Давида Юма в духовной жизни его времени была очень противоречива, что же касается влияния его на последующие течения собственно философской мысли, то оно было в большинстве случаев отрицательным. В. И. Ленин в труде “Материализм и эмпириокритицизм” писал о Юме как об одном из “крупнейших философов XVIII в., шедших по иному пути, чем Беркли”, но, безусловно, в русле идеализма и метафизического образа мышления. В этом русле находились и родственные ему по духу философы XIX и XX вв.

Не разобравшись в философии Юма, нельзя ни правильно оценить ход истории английской философии XVIII—XX вв., ни точно ориентироваться в судьбах современного нам позитивизма, находящегося в состоянии глубокого кризиса, но отнюдь еще не угасшего. Нельзя забывать о том, что агностически-позитивистское мышление стоит ныне на вооружении антикоммунистической идеологии наравне с религиозной метафизикой и экзистенциалистской психологией. В этом отношении критический анализ юмизма в особенности актуален.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

От автора.

I. Жизнь Юма и его эпоха. Общественные взгляды.

1. Юность и зрелость философа. Юм — автор “Трактата о человеческой природе” и “Истории Великобритании”.

2. Юм и французские просветители. Последние годы жизни Юма.

3. Политика. Происхождение общества и государственной власти. Юм — экономист.

II. Описание явлений.

1. Впечатления и идеи.

2. Ассоциации и абстракции.

3. Пространство и время.

III. Проблема причинности.

IV. Подлинная структура причинности. Причинность и социальные явления.

V. Растворение сущностей в явлениях.

1. Сила и субстанция.

2. Личность и “вера”.

VI. Между религиозными догмами и безверием.

VII. Учение об аффектах и морали.

VIII. Эстетика Юма: красота, польза и удовольствие.

IX. Скептицизм и агностицизм Юма и позитивизм.