Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Облепиха в культуре.
Т.Т. Трофимов.
1976 г. 160 стр. 36 рис. 12 табл.
В брошюре изложена история введения облепихи в культуру, описаны виды и подвиды, биологические особенности на основе изучения облепихи как в естественных ее зарослях в Алтайском крае, Бурятской АССР, так и при разведении в Ботаническом саду Московского университета, а также химический состав плодов. Особое внимание уделено способам размножения и агротехническим приемам при выращивании облепихи вне районов естественного распространения
. Указаны имеющиеся сорта и способы улучшения образцов облепихи путем отбора и скрещивания (гибридизации). Описаны основные вредители и болезни облепихи; рекомендованы меры борьбы с ними.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВВЕДЕНИЯ ОБЛЕПИХИ В КУЛЬТУРУ.
Облепиху в качестве декоративного растения в России начали разводить более 150 лет тому назад. В 1850 г. в Таврическом саду в Петербурге имелись двадцатилетние кусты облепихи. В конце
XIX - начале XX столетия облепиха появилась в коллекциях большинства ботанических садов. В это же время любители-садоводы начинают интересоваться облепихой как плодовым растением.В средней полосе европейской территории СССР облепиху, по-видимому, впервые начали разводить в Подмосковье. В отечественных руководствах по домоводству облепиху одним из первых упоминает А. Ф. Батюшков в книге, изданной в 1865 г. в Москве, “Домострой или собрание общепонятных и общедоступных сведений и знаний”. В перечне растений, рекомендуемых для разведения в саду, он приводит облепиху. А. Ф. Батюшков, по-видимому, облепиху сам не разводил и его ошибочное указание, что “облепиха любит черноземные и другие плодородные, но не сырые почвы”, не могло способствовать расширению разведения ее в садах.
Обоснованные советы приводит А. Крылов в книжке по кустовому садоводству, изданной также в Москве в 1871 г. Л. Крылов, несомненно, сам разводил облепиху. Им тщательно описаны способы посева семян, ухода за сеянцами и сроки пересадки на постоянное место. Автор рекомендовал весеннюю пересадку сеянцев облепихи.
Облепиху изредка разводили любители и в других районах. Известный плодовод В. В. Пашкевич (1899) при обследовании состояния плодоводства в бывшей Казанской губернии, в адмиралтейской слободе около Казани, у одной любительницы нашел плодоносящие кусты облепихи. В этом саду было шесть кустов облепихи, из них пять - женских. В среднем они давали по 5 фунтов (2 кг) плодов на куст. Плоды продавали по 40 коп. за фунт местным фруктовщикам, т. е. по более дорогой цене, чем виноград.
Облепиху чаще можно было встретить в садах сибирских любителей-садоводов, стремившихся обогатить суровые районы Сибири местными сортами яблонь и ягодников: в Красноярске - у одного из пионеров сибирского плодоводства врача В. Крутовского, в Иркутске - у В. В. Елычева, в Томске
- у профессора университета и основоположника научного сибирского плодоводства Н. Ф. Кащенко и некоторых других. Н. Ф. Кащенко (1910) указывал, что облепиха как местное сибирское растение “зимует у нас безукоризненно повсюду без всякого прикрытия. Она имеется почти во всех питомниках, но почему-то в садах встречается не часто, хотя вполне заслуживает внимания”.В начале XX столетия интерес к этой культуре возрастает, о чем некоторое представление дают статьи в садоводческих журналах и запросы любителей в эти журналы о способах ее разведения. Облепиху начинают размножать в промышленных питомниках в Поречье под Москвой, Воронеже, Петербурге.
Большой интерес к облепихе как плодовому растению проявлял И. В. Мичурин. Облепиху он выращивал из семян, выписанных из разных мест. Мичурин пришел к выводу, что в средней полосе европейской части СССР сеянцы облепихи, выращенные из привезенных из Германии семян, “в первую же зиму вымерзают, между тем как сибирские семена дают вполне выносливые сеянцы”. Поэтому он особенно высоко ценил семена облепихи из районов Сибири.
К такому же выводу пришли и другие крупные растениеводы того времени - директор Петербургского ботанического сада Э. Регель и главный садовник Московского сельскохозяйственного института Р. И. Шредер.
Однако облепиха в качестве плодового растения не получила широкого распространения; ее использовали преимущественно как декоративный кустарник.
Повышенный интерес к облепихе как плодовому и лекарственному растению возродился в 40-х годах и особенно в послевоенное время, когда был установлен поливитаминный состав ее плодов и ценность их не только для пищевого использования, но и как важного сырья для витаминной промышленности.
Новый период характеризуется сравнительным и, по возможности, всесторонним изучением разных образцов облепихи с целью отбора наиболее ценных для последующего испытания и выделения сортов для массового размножения. В изучение облепихи включился большой коллектив научных сотрудников нескольких институтов и станций: Всесоюзного витаминного института по первичному обследованию облепиховых зарослей (А. Ф. Евтушенко, затем В. В. Малинковский) и определению химического состава плодов (В. А. Девятнин, М. Н. Захарова, Д. А. Ободовская, несколько позже - Л. О. Шнайдман, Н. А. Шугам), кафедры биохимии Алтайского медицинского института (И. И. Матулис, Г. Г. Юрова, Ж. В. Ширшова), лаборатории биохимии Алтайской опытной станции садоводства (Е. Е. Шишкина), лаборатории биоактивных веществ Уральского лесотехнического института (Л. И. Вигоров, А. Я. Трибунская и др.), лаборатории Бийского витаминного завода (В.О. Казанцев, М.П. Глушнев). В это время наибольшее внимание исследователей привлекли алтайские образцы облепихи, произрастающие в низовьях р. Катуни. В результате исследований, в расчете на использование плодов дикорастущих зарослей облепихи в низовьях р. Катуни, в 1949 г. в г. Бийске был организован первый в мире витаминный завод, вырабатывающий облепиховое масло и другие витаминные препараты.
Вскоре выяснилось, что естественные заросли облепихи не обеспечивают запросов и мощности завода в сырье при возрастающем спросе на облепиховое масло лечебных учреждений Советского Союза и зарубежных стран. Возникла необходимость создания плантаций облепихи и выведения для них улучшенных форм и сортов.
В отборе перспективных образцов и первых сортов для массового и промышленного разведения очень большую работу провел научный сотрудник Алтайской опытной станции садоводства Ж.И. Гатин под руководством талантливого организатора и крупного ученого академика ВАСХНИЛ М. А. Лисавенко. В 1960 г. трем лучшим отобранным образцам, размноженным вегетативно, были присвоены сортовые названия: Дар Катуни, Золотой початок, Новость Алтая. Позднее среди сеянцев алтайской облепихи, выращенных в Барнауле, удалось выделить еще два сорта: Витаминная и Масличная, как показывает само название, - по значительному содержанию в них витаминов и масла. Выделенные сорта алтайской облепихи почти без шипов, со сравнительно крупными оранжевыми плодами, с повышенным содержанием сахаров, меньшим - кислот и умеренным - витамина С. В последние десять лет станция ведет селекцию на масличность, так как Бийский витаминный завод заинтересован в получении плодов облепихи с более высоким содержанием масла и каротина.
С 1958 г. на Алтайской станции садоводства начато скрещивание разных географических форм облепихи: алтайской, даурской, саянской, среднеазиатской. Получены интересные гибриды с крупными плодами, высоким содержанием масла и каротина, с длинной плодоножкой, значительно облегчающей сбор урожая.
С 1963 г. алтайские сорта облепихи испытывал В. В. Мочалов на Новосибирской плодово-ягодной станции в экологических условиях лесной поляны и лесостепи. Всесоюзным витаминным институтом на Воронцовской экспериментальной базе под Москвой весной 1945 г. были посеяны семена облепихи, заготовленные на Алтае, и из полученных сеянцев заложена плантация на тяжелой суглинистой почве. В первое время кусты облепихи развивались вполне удовлетворительно, но затем стали выпадать, и к 1959 г. осталось всего несколько растений. Процесс и причины выпадения растений в этом значительном по масштабу опыте, к сожалению, не получили отражения в литературе. По испытанию облепихи в культуре интересны работы И. П. Елисеева, М. Ф. Ершова, М. С. Симакова, С. Н. Ковалева. С 1949 г. ведет исследовательскую работу с облепихой И. П. Елисеев в Горьковском сельскохозяйственном институте. Семена для опытов им были выписаны из Иркутского ботанического сада - по всей вероятности, собранные в естественных зарослях по р. Иркут в Тункинской котловине. Получены растения, сильно различающиеся по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам. Из выращенных кустов отобрано шесть растений, заслуживающих массового размножения по размеру плодов и содержанию биоактивных веществ; из них образец Щербинки-1 используется Алтайской опытной станцией садоводства для гибридизации с алтайскими сортами.
На опытном участке Куйбышевского сельскохозяйственного института М. Ф. Ершов (1959) изучал образцы облепихи из семян различного происхождения: из Забайкалья (Улан-Удэ), с Кавказа (Лабинск), из Казахстана (Алма-Ата). Было выяснено, что как плодовое растение для Заволжья ценна в основном сибирская облепиха, меньше - кавказская. Плоды кустов из алма-атинских семян по вкусовым качествам значительно уступают плодам кавказской, тем более - сибирской облепихи. Но плодоножка их почти достигала длины плода, что может оказаться весьма важным признаком при селекции и скрещивании.
На Красноярской плодово-ягодной опытной станции Н. С. Симаков (1959) выделил пять отборных образцов саянской облепихи с высоким содержанием витамина С и хорошей урожайностью. К сожалению, при дальнейшем испытании (Гатин, 1963) плоды этих образцов оказались очень кислыми и терпкими (с повышенным содержанием кислот и дубильных веществ), а кусты - с большим количеством колючек. Поэтому широкого распространения они не получили.
В последнее время во Владимирской обл., в г. Гусь-Хрустальном, С. Н. Ковалев предпринял интересную работу по испытанию в культуре забайкальской облепихи с р. Темник. Им создан большой коллекционный материал, выделены перспективные образцы для массового вегетативного размножения.
Большую работу по изучению естественных зарослей облепихи в разных районах Сибири, отбору хозяйственно-ценных образцов для дальнейшего испытания и разумному использованию самих Зарослей провел старший научный сотрудник Всесоюзного витаминного института В. В. Малинковский. В частности, он оказал большую помощь научно-исследовательской группе Бийского витаминного завода - З. Г. Гребцовой и др.
В Забайкалье отбор хозяйственно-ценных образцов среди местных зарослей облепихи проводят сотрудники Бурятской плодово-ягодной станции Б. Т. Жигульский, в последнее время - Э. Г. Сократова и И. И. Федоров. С организацией совхоза “Облепиховый” в пойме р. Темник начато массовое размножение хозяйственно-ценных образцов этой культуры (БТ-1, БТ-2, 13-68, 14-69 и 29-72) для создания промышленной плантации.
Начато изучение естественных зарослей облепихи в Тувинской АССР, по занимаемой площади значительно превышающих общую площадь зарослей в Алтайском крае и Бурятской АССР. Сотрудниками Тувинской сельскохозяйственной станции И. В. Екимовым и Р. С. Атамановым проведено первое ориентировочное обследование облепиховых зарослей Тувы и отобрано несколько образцов для дальнейшего испытания. Значительную работу по изучению облепиховых зарослей Сибири и оказанию помощи лесоустроителям при таксации и лесоустройстве их провела Н. Г. Салатова (1974).
Весьма важным мероприятием по изучению облепиховых зарослей Сибири, уточнению занимаемой ими площади и перспективам хозяйственного использования их являются работы Всесоюзного проектно-изыскательского института “Союзлипролесхоз”, проведенные в 1965-1969 гг. (Стецкая, Койков, 1970). На основе материалов обследования этим институтом разработаны проекты организации специализированных облепиховых хозяйств в Алтайском крае, Тувинской и Бурятской АССР. Этими проектами в настоящее время руководствуются Бийский учебно-опытный механизированный лесхоз по выращиванию облепихи и использованию естественных зарослей в низовьях Катуни, организованный в 1969 г. в Алтайском крае, и совхоз “Облепиховый” в Бурятской АССР. На очереди организация трех специализированных лесхозов в Тувинской АССР.
Имеется небольшой опыт создания коллекций облепихи и изучения ее биологических особенностей в ботанических садах, в частности в Ботаническом саду Московского университета. Здесь есть плодоносящие кусты, выращенные из семян разного географического происхождения: алтайских (с низовьев р. Катуни и из Горного Алтая), забайкальских, среднеазиатских, калининградских, базельских (Швейцария), из Федеративной Республики Германии (из Фрейбурга) и др. Получены гибриды от скрещивания географически отдаленных образцов; часть из них интересна для использования в садах. Заслугой этого сада можно считать передачу большого количества сеянцев облепихи подмосковным любителям-садоводам.
Трудно поддается учету работа, проводимая в настоящее время по испытанию облепихи любителями-садоводами в разных районах Советского Союза, проявляющими исключительный интерес к новому садовому растению. Они получают посадочный материал и семена из разных источников: от Алтайской опытной станции садоводства и Чемальского опорного пункта, от ботанических садов, из любительских сборов. Можно ожидать, что в недалеком будущем появятся сорта облепихи, выведенные любителями. В Подмосковье большую работу по испытанию облепихи проводят садоводы-любители, объединяемые Московским обществом испытателей природы, Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева, городским и областным обществами охраны природы.
За послевоенные годы проведены научно-исследовательские работы по изучению биологических особенностей облепихи, химического состава плодов и испытанию масла в лечебной практике клиник. Накопленный опыт позволяет уверенно подходить к разведению облепихи и на больших площадях.
СОДЕРЖАНИЕ.
|