Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Монтаж лифтов.
В.С. Полковников. Е.В. Грузинов. Н.А. Лобов.
1981 г. 279 стр. 170 рис.
В книге описаны конструкции типовых лифтов, используемых в массовом жилищно-гражданском строительстве, устройство и назначение их сборочных единиц и механизмов. Рассмотрено электрическое оборудование пассажирских и грузовых лифтов и их электрические схемы. Изложены передовые методы монтажа механизмов и электрооборудование лифтов.
ВВЕДЕНИЕ.
Современные многоэтажные административные и жилые здания, промышленные сооружения, учебные заведения, больницы, магазины, склады и другие объекты для облегчения и ускорения перемещения людей и грузов на различные уровни по высоте оборудуют средствами вертикального транспорта.
Государственными планами экономического и социального развития СССР предусматривается увеличение темпов жилищного строительства, повышение его качества, улучшение комфортабельности жилищ, их планировки. Благоустройство зданий немыслимо без хорошо налаженного безаварийного и высокопроизводительного вертикального транспорта.
Основное преимущество вертикального транспорта - небольшая площадь, занимаемая его оборудованием в здании. Из всех видов подъемников, применяемых в жилых, административных и производственных зданиях, наиболее распространены лифты.
Лифтом называется подъемное устройство прерывного действия, в котором люди или грузы перемещаются с одного уровня на другой в кабине или на платформе, движущейся по жестким направляющим, размещенным в шахте, снабженной запираемыми дверями на посадочных (загрузочных и разгрузочных) площадках.
Лифтами оборудуют помещения, в которых грузы или людей целесообразно доставлять на различные уровни механизированным способом. К таким помещениям относятся жилые и административные здания значительной высоты. Часто лифты используют даже при небольшой высоте перемещения людей или грузов, например в больницах, магазинах, библиотеках, товарных складах.
Свидетельством широкого применения лифтов является тот факт, что только в Москве работает примерно 70 тыс. лифтов.
Дальнейшее развитие лифтостроения позволит шире применять лифты в различных областях народного хозяйства.
Прообразы современных лифтов были известны в Древнем Риме в I в. до н. э. Упоминание о лифтах более позднего периода относится к VI в. (лифт Синайского монастыря в Египте), к первой четверти XIII в. (во Франции) и XVII в. (лифт Виндзорского замка в Англии, “летающий стул” Велайера в одном из парижских дворцов).
К середине XVIII в. пассажирские лифты начали применять в России (лифты дворцовых построек Царского Села и подмосковной усадьбы Кусково). В 1795 г. И. П. Кулибин применил конструкцию винтового пассажирского лифта (подъемных и спусковых кресел) для Зимнего Дворца. В 1816 г. лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.
В середине XIX в. в США появились лифты Э. Отиса с ловителями, удерживающими кабину от падения в случае обрыва канатов.
С 60-х годов XIX в. в практику лифтостроения вошли лифты с паровым приводом, затем с гидравлическим и только к началу XX в. широкое и преимущественное развитие получили электрические лифты.
В дореволюционной России лифтостроение практически отсутствовало. Развитие этой отрасли машиностроения в СССР началось лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. С конца 40-х годов XX в. в Советском Союзе было начато серийное производство лифтов.
К новым лифтам предъявлены требования, выполнение которых существенно изменило их конструкцию. Эти требования обусловлены повышением надежности работы лифтов наряду с созданием максимальных удобств для пассажиров - повышение скорости движения кабин для многоэтажных зданий, вызов кабины на любой этаж, попутный вызов, двустороннее собирательное управление по вызовам, автоматическое открывание и закрывание дверей, точность остановки; современный эстетический вид кабины; повышение эксплуатационного срока службы изнашивающихся механизмов и деталей, снижение уровня шума; совершенствование конструкции, снижение металлоемкости, повышение производительности установки и т. д.
В связи с бурным ростом темпов строительства зданий, оборудованных лифтами, монтаж лифтов ранее широко распространенными методами не удовлетворяет как по срокам монтажа, так и по качеству монтажных работ. В настоящее время широко применяют блочный и тюбинговый способы, позволяющие значительно сократить время монтажа и повысить качество лифта в целом.
Несмотря на значительное многообразие типов и конструкций современных пассажирских и грузовых лифтов, все они состоят из основных элементов, имеющих одинаковое назначение.
Для первого ознакомления с основными элементами электрического лифта представлен наиболее часто встречающийся пассажирский лифт, устанавливаемый в зданиях до 10-12 этажей. В настоящем учебнике будут рассмотрены лифты только с электрическим приводом.
Главной приводной частью лифта является подъемный механизм (лебедка), который с помощью подъемных канатов и подвески перемещает кабину на различные этажи обслуживаемого помещения, останавливаясь на каждом этаже так, чтобы пол кабины был по возможности на уровне пола этажной площадки.
Для уравновешивания кабины и части полезного груза предусмотрен противовес. Кабина и другие подвижные части лифта перемещаются в специально оборудованном сооружении, называемом шахтой, которую со стороны этажных площадок оборудуют дверями шахты.
Внутри шахты (практически по всей ее высоте) крепят направляющее кабины и направляющие противовеса, а в верхних и нижних частях каркасов кабины и противовеса устанавливают башмаки. Охватывая с трех сторон рабочую часть направляющих, башмаки четко фиксируют кабину и противовес в горизонтальном направлении.
В аварийных ситуациях, когда кабина лифта развивает скорость выше дозволенной (предельной) или при ослаблении хотя бы одного подъемного каната, срабатывают установленные на кабине (иногда и на противовесе) ловители. Захватывая направляющие, ловители прочно удерживают кабину на этих направляющих.
Срабатывание ловителей при превышении скорости кабины обеспечивается ограничителем скорости с канатом ограничителя скорости и его натяжным устройством.
В случае отказа системы управления кабина или противовес могут пройти ниже нижнего рабочего положения. Для предотвращения жесткого удара о пол шахты в нижней части шахты предусмотрены упоры, или буфера, смягчающие удар при посадке.
Нижняя часть шахты, где расположены буфера и натяжные устройства, называется приямком.
В машинном помещении размещаются подъемный механизм, ограничитель скорости и станция управления. В некоторых лифтах под машинным помещением, над шахтой, предусмотрено блочное помещение, в котором устанавливают контрблоки (контршкивы).
В силу специфических условий работы на монтаже лифтов слесарь-монтажник по электрическим подъемникам должен обладать значительным комплексом знаний из различных областей науки и техники, разбираться в машиностроительных, строительных чертежах и сложных электрических схемах, владеть навыками монтажа в соответствии с проектом.
Слесарь-монтажник должен в совершенстве изучить конструкции, электрические схемы лифтов и методы их монтажа.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Часть первая. Устройство лифтов.
Глава 1. Общие сведения о лифтах.
Глава 2. Подъемные механизмы лифтов.
Глава 3. Шахты, машинные помещения и направляющие.
Глава 4. Кабины.
Глава 5. Двери шахт и кабин.
Глава 6. Канаты и уравновешивающие устройства.
Глава 7. Ловители, ограничители скорости буфера.
Часть вторая. Электрооборудование лифтов.
Глава 8. Назначение электрооборудования лифтов и требования к нему.
Глава 9. Электропривод лифтов.
Глава 10. Электроаппаратура лифтов.
Глава 11. Электрические схемы лифтов.
Часть третья. Монтаж лифтов.
Глава 12. Подготовка к монтажным работам.
Глава 13. Методы монтажа лифтов.
Глава 14. Монтаж шахты.
Глава 15. Монтаж лебедок и блоков.
Глава 16. Монтаж подвижных частей лифта.
Глава 17. Монтаж электроаппаратуры и разводок проводов.
Глава 18. Сварочные работы при монтаже лифтов.
Глава 19. Наладка и испытание лифтов.
Глава 20. Техника безопасности при монтаже и переоборудовании лифтов.
|