БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс: 00471.
ББК 39.9. Промышленный транспорт.

Пособие по эксплуатации лифтов.

А.А. Полетаев.

1983 г. 128 стр. Табл.8. Рис.52.


Изложены общие сведения по лифтам. Даны описания грузовых лифтов, их устройство и принцип действия. Рассмотрены вопросы эксплуатации и текущего ремонта основных узлов лифтов. Приведены основные данные по системам автоматизации и управления лифтами.
Для лифтеров и других работников, занимающихся эксплуатацией лифтов.

ПРЕДИСЛОВИЕ.


В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года предусмотрено обеспечить дальнейший социальный прогресс общества, осуществить широкую программу повышения народного благосостояния, улучшать жилищные и культурно-бытовые условия жизни населения, добиться в основном обеспечения каждой семьи отдельной квартирой, развивать коммунальное хозяйство и транспорт, благоустройство городов и сел.

За последние годы увеличилась этажность жилых и административных зданий, промышленных сооружений, учебных заведений, больниц, магазинов и складов. Для облегчения и ускорения перемещения людей и грузов на различные уровни по высоте эти здания оборудуют средствами вертикального транспорта.

Благоустройство зданий немыслимо без хорошо налаженного безаварийного и высокопроизводительного лифтового хозяйства. Десятки миллионов людей ежедневно пользуются лифтами. На лифтах подают уголь в котельные, чугун к вагранкам, перевозят рулоны бумаги в типографиях, товары; лифты используют на судах морского флота и на современных воздушных лайнерах.

Впервые о лифте писал римский архитектор Ветрувий, который построил подъемный аппарат. Немногие знают, что первый московский пассажирский подъемник, который был установлен в 1816 году в главном здании усадьбы Архангельское, поднимался только на второй этаж здания.

Этот лифт не сохранился, но известно, что служил он в основном для развлечения гостей. Первый электрический подъемник был установлен в 1901 году в Москве в доме 17 на Рождественском бульваре. Лифтостроение в нашей стране получило развитие после Великой Октябрьской социалистической революции. Особого подъема производство лифтов получило после 1963 года, когда было создано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам. Уже к 1981 г. в СССР действовало более 350 тыс. лифтов. Ежегодно парк лифтового хозяйства пополнялся 30-32 тыс. лифтов. Как свидетельствует статистика, в настоящее время только в Москве работает свыше 75 тыс. лифтов. Они перевозят за сутки более 20 млн. человек - больше, чем все виды городского транспорта вместе взятые. ЦПКБ по лифтам разработало с учетом рекомендаций постоянной комиссии СЭВ по стандартизации новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями.

Все лифты выпускаются в соответствии с ГОСТами и техническими условиями. В стандартах предусмотрены требования, выполнение которых позволяет выпускать лифты, отвечающие современному уровню лифтостроения. Для обеспечения надежной работы конструкция лифта требует высокого уровня технической эксплуатации. Уровень технической эксплуатации зависит от правильной организации работ по обслуживанию лифтов и от квалификации лифтеров. Хорошо организованная эксплуатация лифтов позволяет снизить простои, увеличить межремонтные сроки. Она является залогом надежной и безопасной работы лифта. В настоящем пособии для лифтеров и других работников приведены основные сведения, необходимые для успешной эксплуатации лифтов. Пособие построено в соответствии со сборником типовых программ для курсов и технических школ по подготовке персонала для обслуживания лифтов. Пособие написано в форме вопросов и ответов, которая наиболее удобна для подготовки на курсах и в технических школах лифтеров, обслуживающих лифты. Автор выражает благодарность рецензенту - канд. техн. наук М. Г. Бродскому за цепные замечания и пожелания, высказанные при подготовке рукописи к печати.

Из книги:


1. Что называется лифтом.
Лифт это подъемник прерывного действия, кабина или платформа которого перемещается по неподвижным вертикальным жестким направляющим, установленным в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверями (ГОСТ 23748-79).

2. Как подразделяют лифты по назначению.
По назначению лифты подразделяют на: а) пассажирские; б) грузопассажирские; в) больничные; г) грузовые с проводником; д) грузовые без проводника; е) грузовые малые.

Пассажирские лифты служат для перевозки людей, перемещения грузов домашнего обихода. Грузопассажирские лифты предназначены для транспортировки грузов и людей. Эти лифты отличаются от пассажирских увеличенными размерами кабин. Больничные лифты служат для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Грузовые лифты с проводником предназначены для транспортирования груза и лиц, сопровождающих его. На грузовых лифтах без проводника транспортируют только грузы. Малые грузовые лифты - это грузовые лифты без проводника, грузоподъемностью до 160 кг включительно с площадью пола кабины до 0,9 м. кв. и с высотой кабины не более 1 м.

3. По каким основным признакам классифицируют лифты.
Лифты классифицируют по следующим основным признакам: а) виду транспортируемых объектов; б) типу грузонесущего устройства; в) типу тягового органа; г) приводу лифта; в) приводу дверей; е) виду шахты; ж) конструкции дверей шахты или кабины; з) расположению машинного помещения; и) типу системы управления.

Для различных транспортируемых объектов лифты могут служить для подъема и спуска людей и грузов. По грузонесущему устройству лифты подразделяют на лифты с кабиной и лифты с платформой; по типу тягового органа - на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные; по типу привода - на электрические и электрогидравлические; по приводу дверей - лифты могут быть оборудованные дверями: а) открываемыми вручную; б) полуавтоматическими; в) автоматическими.

Шахты лифтов подразделяют, на: а) глухие, огражденные со всех сторон и на всю высоту сплошными стенами; б) металлокаркасные, огражденные со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой или щитами; в) комбинированные, часть которых – глухая, а часть металлокаркасная. По конструкции дверей шахты и кабины лифты подразделяют: а) лифты с распашными дверями; б) лифты с горизонтально-раздвижными дверями; в) лифты с вертикально-раздвижными дверями. По расположению машинного помещения лифты бывают: а) лифты с машинным помещением, расположенным над шахтой; б) лифты с машинным помещением, расположенным непосредственно под шахтой; в) лифты с машинным помещением, расположенным сбоку шахты. По типу системы управления лифты могут быть: а) с кнопочным внутренним управлением; б) с кнопочным наружным управлением; в) со смешанным управлением; г) с нормальным (простым) управлением; д) с собирательным управлением при движении вниз; е) с парным управлением; ж) с групповым управлением; з) с групповым управлением при движении вниз; и) с программным управлением.

4. Какой лифт называется выжимным.
Лифт, у которого кабина приводится в движение си­лой, действующей снизу.

5. Какой лифт называется тротуарным.
Выжимной лифт, у которого кабина на верхней остановке выходит из шахты.

6. Что собой представляет строительный подъемник.
Строительный подъемник это транспортное устройство прерывного действия, устанавливаемое на время строительства какого-либо сооружения и предназначенное для подъема и спуска строительных материалов и людей (грузовой и грузопассажирский подъемники) с одного уровня на другой в кабине (платформе), перемещающейся по вертикальным направляющим.

ОГЛАВЛЕНИЕ.


Глава 1. Устройство лифтов.
Глава 2. Обслуживание лифтов.
Глава 3. Техника безопасности, производственная санитария и противопожарные мероприятия.