БУКИНИСТ

Букинист. Алфавитный каталог. Тематический каталог.



Индекс книги: 00555.
ББК 35.11. Основные процессы и аппараты химической технологии.

Ремонт и монтаж химического оборудования.

В.И. Ермаков. В.С. Шеин.

1981 г. 368 стр. Табл.10. Рис.223.

Рассмотрены система и организация планово-предупредительных ремонтов в химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Описана технология ремонта машин и аппаратов, а также их сборочных единиц. Большое внимание уделено модернизации оборудования, проводимой в ходе ремонтных работ. Монтажные операции излагаются в последовательности, принятой в учебной программе. Изложение сопровождается схемами и примерами расчетов.

Предназначено студентам химико-технологических вузов. Полезно инженерно-техническим работникам химической и смежных с ней отраслей промышленности.

Из книги:

МЕТАЛЛИЗАЦИЯ.

Металлизацией называется процесс нанесения расплавленного металла на поверхность изделий при помощи сжатого воздуха. Металл, расплавленный в специальном устройстве — металлизаторе, распыляется сжатым воздухом на частицы размером в несколько микрон и в таком виде наносится на поверхность восстанавливаемой детали. Напыление осуществляют послойно, в результате чего металлизацией удается получать покрытия толщиной до 10 мм.

Прочность сцепления напыленного слоя с деталью достигается молекулярно-механическим взаимодействием слоев металла и составляет 10—25 МПа. Эта прочность оказывается гораздо ниже, чем при наплавке, при которой происходит расплавление не только наплавляемого металла, но и металла поверхностных слоев детали. Для повышения прочности сцепления при металлизации поверхность детали обрабатывается так, чтобы получался шероховатый профиль. Напыленный слой имеет пористость 10—15%, что способствует задержанию смазки в порах, и обладает большей твердостью, чем исходный материал электрода. Увеличение твердости объясняется наклепом частиц металла при ударе их о поверхность детали. Кроме того, при использовании для напыления проволоки из высокоуглеродистой стали увеличивается износостойкость металлизованного слоя. Давление сжатого воздуха должно составлять 0,5—0,6 МПа.

Подготовка поверхности детали при металлизации заключается в обезжиривании ее растворами каустической и кальцинированной соды и в обработке нанесением рваной резьбы. Для деталей, обладающих высокой твердостью, используется анодно-механическая, электромеханическая и электроискровая обработка.

Металлизаторы в зависимости от способа расплавления металла могут быть газопламенными и электрическими. Наиболее распространенными являются электрические металлизаторы, в которых между двумя электродами в распылительной головке образуется электрическая дуга и обеспечивается плавление электродов. Применяются электроды из углеродистой стали Св-08 и из нержавеющих сталей Х18Н10Т, Х18Н10 (диаметр 1,2—2,5 мм).

После металлизации в напыленном слое содержится много окислов. Последующая обработка высокотвердого металлизованного слоя ведется резцами с твердосплавными пластинками.

Недостатки металлизации: низкая прочность сцепления покрытия с материалом детали и большая трудоемкость процесса. По этим причинам металлизация нашла лишь ограниченное применение и используется только для восстановления крупных деталей, работающих в условиях жидкостного трения и при небольших нагрузках.

Разновидностью металлизации является газопламенное порошковое нанесение слоя. Порошкообразный присадочный металл с размером частиц 0,07—0,15 мм из бачка, закрепленного на горелке, засасывается в горелку струей кислорода, подхватывается потоком газов и наносится на поверхность. Кроме того, возможна подача порошка непосредственно в факел пламени под действием силы тяжести. В пламени горелки порошок частично оплавляется до тестообразной массы и под действием динамического напора газов наносится на поверхность детали.

Механические свойства детали при напылении не изменяются, а сама деталь из-за небольшого количества подводимой теплоты не подвергается короблению. Источником теплоты для напыления является ацетиленокислородное пламя, т. е. используется обычный сварочный пост для автогенной сварки.

МЕТОДЫ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ.

К электролитическим методам покрытия деталей относятся осаждение сплавов, хромирование, железнение, никелирование, меднение, цинкование и т. д. Чаще при восстановлении деталей в ремонтной практике находят применение хромирование и железнение. Максимальная толщина покрытия при хромировании может достигать 0,2—0,3 мм, а при железнении — 2-3 мм. Объясняется это тем, что железо осаждается в 10—20 раз быстрее, чем хром.

Хромирование повышает износостойкость детали благодаря высокой твердости и износоустойчивости хрома. Хромированные поверхности обладают также высокими антикоррозионными свойствами. Поверхности, покрытые железнением, имеют меньшую твердость. Слой покрытия, нанесенный при железнении, по физико-механическим свойствам примерно соответствует среднеуглеродистым сталям.

Процесс хромирования используется при восстановлении поверхностей деталей машин и механизмов благодаря ценным физико-механическим свойствам электролитически осажденного хрома: высокой твердости, износостойкости, низкого коэффициента трения, хорошего сцепления с основным металлом.

Недостатки способа хромирования: низкая скорость осаждения (24—50 мкм/ч) и плохая смачиваемость хрома маслами. Поэтому хромирование используется только при небольшой степени износа. В ремонтном производстве наибольшее применение находит электролит, содержащий 150 г/л хромового ангидрида, 1,5 г/л серной кислоты, а также электролит, состоящий из 250 г/л хромового ангидрида и 2,5 г/л серной кислоты.

Из электролита низкой концентрации можно получать покрытия большей твердости, чем из электролита высокой концентрации. Недостатком такого электролита является то, что в него надо часто добавлять хромовый ангидрид. Поэтому на ремонтных предприятиях более часто применяется электролит, содержащий 250 г/л хромового ангидрида.

Кроме хромовой и серной кислот в электролите в начале процесса присутствует некоторое количество трехвалентных ионов хрома (1,2—2,5 г/л), который затем образуется при восстановлении шестивалентных соединений хрома на катоде в процессе электролиза. В случае чрезмерного накопления трехвалентного хрома его окисляют проработкой электролита при пониженной анодной плотности тока. Вместо Cr2O3 используется краситель метиленовый голубой (концентрацией 2—5 г/л), который позволяет увеличить выход хрома по току и повысить качество покрытия.

Для хромирования деталей применяется также электролит, в 1 л которого содержится 250—350 г хромового ангидрида, 50 — 75 г карбоната кальция, 5—20 г гипса. В этом электролите автоматически поддерживается оптимальное соотношение трехокиси хрома и сульфат-ионов.

Твердость хромовых покрытий, как и твердость железа, зависит от условий осаждения. Припуск хрома на механическую обработку рекомендуется делать в пределах от 0,08 до 0,1 мм. Перед хромированием детали шлифуются до выведения следов износа, а затем промываются в органических растворителях и протираются ветошью. В качестве растворителей можно использовать бензин, керосин, трихлорэтилен и т. д.

Промытые детали монтируются на подвеску и обезжириваются. Если необходимо обезжирить только отдельные места, а всю деталь нельзя погружать в раствор, применяется обезжиривание вручную, протиркой этих мест венской известью.

После этого необходимо провести изоляцию поверхностей, не подлежащих хромированию. Для изоляции можно использовать перхлорвиниловый лак, лак АК-20, целлулоид, винипласт, плексиглас, хлорвиниловые трубки, хлорвиниловую изоляционную ленту. После нанесения 2—3 слоев лака детали сушатся 2—3 ч при температуре 40—60 °С. После изоляции участки детали, подлежащие хромированию, очищаются от загрязнений лаком. Большие отверстия на поверхности закрываются свинцом, а малые заделываются заподлицо с хромируемой поверхностью. После изоляции поверхностей, не подлежащих хромированию, детали монтируются на подвеску.

Декапирование стальных деталей следует проводить в течение 30—90 с при плотности тока 25-40 А/дм2.

После анодного декапирования детали загружаются в ванну хромирования при выключенном токе и нагреваются в течение 5—6 мин. Затем дается полный ток в соответствии с режимом хромирования данной детали. Колебания температуры электролита должны быть в пределах ±5 °С. Не допускаются перерывы подачи тока в процессе электролиза, поскольку это вызывает отслаивание хромового покрытия. Хромирование после перерыва тока возможно, если хромируемую поверхность подвергнуть анодному травлению при плотности тока 25—30 А/дм2 в течение 30 — 40 с, а затем, изменив направление тока, продолжать процесс. В этом случае осаждение хрома следует начинать при катодной плотности тока 20—25 А/дм2 и постепенно увеличивать до нормальной величины.

После окончания процесса хромирования детали выгружаются из ванны и вместе с подвесками промываются холодной водой в течение 15—20 с.

Последний процесс — шлифование под размер. Для шлифования используются круги мягкие или средней твердости с размером зерна от 60 до120. Шлифуют, интенсивно поливая поверхность охлаждающей жидкостью, при скорости круга 20—30 м/с и выше. Скорость вращения детали должна быть равна 12 — 20 м/мин.

Аноды для хромирования изготавливаются из чистого свинца или сплава, состоящего из 92—93% свинца и 7-8 % сурьмы.

В ванне расстояние между анодами и деталями не должно превышать 30—35 мм, расстояние деталей от днища ванны — не менее 100—150 мм, а расстояние деталей от зеркала раствора электролита — не менее 50—80 мм. Уровень электролита должен быть ниже верхних кромок ванны на 100—150 мм. При этом слой хрома откладывается равномерно по всей поверхности детали.

Глубина погружения анодов и деталей в ванну должна быть одинаковой, так как иначе на краях деталей образуются утолщения. Плоские детали в ванне должны располагаться вертикально. В этом случае пузырьки водорода, выделяющиеся на поверхность детали, свободно удаляются.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Организация ремонта химического оборудования.

Глава 2. Надежность и ремонтопригодность оборудования.

Глава 3. восстановление деталей.

Глава 4. Ремонтные операции.

Глава 5. Восстановление операции с деталями из неметаллических материалов.

Глава 6. Ремонт основных видов химического оборудования.

Глава 7. Организация монтажа химического оборудования.

Глава 8. Монтажные работы.

Глава 9. Монтаж основных видов химического оборудования.

Глава 10. Пусконаладочные работы.

Глава 11. Техника безопасности.

Литература.