Букинист. | Алфавитный каталог. | Тематический каталог. |
Оборудование дирижаблей.
Лосик С. А., Козлов И. А.
1939 г. 212 стр. Рис.193.
Книга состоит из восьми глав, в которых изложен материал, относящийся к оборудованию современных дирижаблей.
Кроме описания конструкций различных агрегатов и приспособлений авторы приводят расчетные данные и практические указания для проектирования того или иного устройства.
Отдельная глава посвящена планировке и описанию внутреннего устройства помещений дирижаблей с критической оценкой уже осуществленного оборудования новейших дирижаблей.
Книга предназначается в качестве учебного пособия для студентов старших курсов дирижабельной специальности. Вместе с тем книга может быть использована конструкторами, работающими в области проектирования дирижаблей.
ВВЕДЕНИЕ
.Современное передвижение воздухоплавательных аппаратов в воздухе основано на двух основных принципах: аэродинамическом и аэростатическом.
В соответствии с этим различают две смежные области техники: авиацию и воздухоплавание.
К летательным аппаратам, осуществляющим полет по первому принципу, аэродинамическому, относятся аппараты тяжелее воздуха, или самолеты, подъемная сила которых создается динамическим давлением воздуха на несущие поверхности крыльев.
К летательным аппаратам, основанным на аэростатическом принципе полета, относятся аппараты легче воздуха, которые поддерживаются в воздухе подъемной силой заключенного в их корпусе газа, более легкого, чем атмосферный воздух.
В современном воздухоплавании применяются: аэростаты, свободные и привязные, а также дирижабли.
Свободные аэростаты допускают управление движением только в вертикальной плоскости полета (выпуск части газа для снижения и выбрасывание балласта для подъема) и способны к перемещению только по направлению движения воздуха.
Привязные аэростаты совершают подъем и спуск, оставаясь прикрепленными к стальному тросу, ведущему к барабану специальной лебедки, расположенной на земле.
Дирижабль, или управляемый аэростат (воздушный корабль, воздушное судно), в отличие от аэростатов свободных и привязных, допускает управление и перемещение не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости полета.
По характеру конструкции и способу сохранения неизменяемости формы дирижабли разделяются на мягкие, полужесткие и жесткие.
В дирижаблях мягкого типа основной частью, несущей грузы, является газонепроницаемая оболочка. Неизменяемость формы оболочки достигается избыточным давлением (сверхдавлением) воздуха, нагнетаемого в воздушные баллонеты при помощи специальных устройств. Гондола дирижабля крепится к оболочке при помощи подвесной системы. Внутри гондолы размещаются: экипаж, пассажиры, грузы, горючее, балласт; снаружи гондолы крепятся моторы. Для регулирования величины подъемной силы на оболочке устанавливаются газовые клапаны. Управление рулями осуществляется при помощи тросовых тяг, которые идут к рулям, установленным в кормовой части дирижабля. На оболочке крепятся тросы, служащие для удержания дирижабля у земли.
В отличие от мягкого дирижабля, оболочка дирижабля полужесткого типа имеет металлическую ферму, называемую килевой. Последняя придает жесткость оболочке, воспринимает изгибающие нагрузки и служит для распределения по ней эксплуатационных и других грузов. Непосредственно к килю крепится главная гондола. Моторные гондолы предназначены для установки в них винтомоторной группы; там же располагается во время работы бортмеханик. Горючее, балласт и другие грузы размещаются внутри килевой фермы.
В дирижаблях жесткого типа внешняя неизменяемость формы создается жестким каркасом, изготовленным из дюралюминиевых профилей. Каркас обтягивается снаружи материей, способной противостоять атмосферным влияниям. Каркас составлен из поперечных и продольных элементов; поперечные называются шпангоутами, а продольные — стрингерами. Подъемный газ содержится в нескольких отдельных, изолированных друг от друга газовых баллонах, изготовленных из газонепроницаемой материи. Все эксплуатационные грузы (горючее, масло, балласт), а также и другая полезная нагрузка, размещаются в килевом коридоре, идущем вдоль всего дирижабля. Между соседними газовыми баллонами вертикально располагаются газовые шахты, служащие для установки газовых клапанов, предназначенных для выхода газа и вентиляции воздушной прослойки дирижабля. Оперение и органы управления составляют одно целое с каркасом дирижабля. Дирижабли жесткого типа являются наиболее совершенным типом.
Приведенная классификация по трем основным типам не исчерпывает всех разновидностей дирижаблей, описания которых приводятся в специальных курсах.
При проектировании воздушных дирижаблей вопросы оборудования их занимают одно из самых видных мест. Оборудование дирижаблей весьма разнообразно по своему характеру, поэтому при проектировании дирижаблей необходимо особо тщательно подходить к рациональному выбору и размещению его.
Оборудование дирижабля слагается из различного рода устройств, приспособлений и механизмов, которые по роду выполняемых им задач можно объединить в несколько групп, перечисленных ниже.
I
. Моторное оборудование обеспечивает нормальную работу винтомоторной группы и включает в себя моторную установку, систему питания горючим и систему маслопитания.II
. Электрооборудование обеспечивает снабжение дирижабля электроэнергией для осветительных целей и служит источником питания отдельных устройств, например радио, подъемных механизмов и пр.III
. Радиооборудование дирижабля служит для осуществления связи с земными радиостанциями и рациями других дирижаблей, что облегчает выполнение полета по установленному маршруту.IV
. Специальное оборудование зависит от назначения дирижабля и характера выполняемых им заданий. Сюда включаются: стрелково-артиллерийское оборудование и вооружение дирижабля, фотооборудование, оборудование для сигнализации и связи, гондолы наблюдения, устройства для приема самолетов на борт и др.V
. Общее оборудование создает условия, обеспечивающие нормальную эксплуатацию и полет дирижабля в желаемом направлении, а также содержание его в эллинге и у причальной мачты.Общее оборудование дирижабля слагается из следующих отдельных систем.
1. Газовая система включает в себя всевозможные устройства, необходимые для наполнения и опорожнения газовых баллонов газом, а также для удаления газа в атмосферу и вентиляции воздушной прослойки дирижабля. В эту же систему включаются механизмы для управления газом в целях регулирования подъемной силы и приборы, определяющие газовое состояние дирижабля.
2. Воздушная система на мягких и полужестких дирижаблях служит для обеспечения необходимой жесткости оболочка, что достигается подачей воздуха в баллонеты дирижабля. В воздушную систему включаются устройства для нагнетания воздуха (вентиляторы, воздухоулавливатели, воздухопроводы) и для выпуска воздуха из баллонетов (воздушные клапаны).
3. Балластная система на дирижабле служит средством регулирования подъемной силы газа. В эту систему входят резервуары для хранения балласта, устройства для перемещения его вдоль дирижабля (помпы и балластная магистраль), устройства для сбрасывания балласта и приборы, определяющие количество балласта на дирижабле.
4. Система управления рулями служит для изменения положения дирижабля в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Сюда относятся рулевые устройства и механизмы, проводка управления ими и компенсирующие устройства.
5. Причально-посадочные устройства служат для обеспечения стоянки дирижабля в различных условиях (стоянка на мачте и в эллинге), для приема дирижабля из полета (на руки старткоманды, на причальную мачту) и для осуществления маневров дирижабля у земли. К числу устройств этой системы относятся носовые причалы, гайдропное устройство, поясные и посадочные амортизаторы, различный такелаж для механизированного вывода и ввода корабля в эллинг и пр.
6. Оборудование гондол управления имеет своим назначением облегчить осуществление полетов дирижабля по заданному направлению. К оборудованию гондол относятся различные аэронавигационные и контрольно-моторные приборы, а также механизмы статического и динамического управления.
Для размещения и обслуживания пассажиров в полете служат пассажирские помещения. К числу специальных устройств, связанных с общим оборудованием, можно отнести устройства для приема самолетов в полете на борт дирижабля и для использования гондол наблюдения.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава I. Газовая система.
Глава II. Воздушная система.
Глава III. Балластная система.
Глава IV. Система управления рулями.
Глава VI. Оборудование гондол управления.
Глава VII. Планировка и внутреннее устройство помещений дирижабля.
Глава VIII. Специальное оборудование.
Указатель литературы.
|