Разъездные, туристские и спортивные катера.

Книга Хуана Баадера, 382 стр. , 262 рис.(перевод с немецкого).

 

 

Едва ли существует на свете нечто более захватывающее, чем раскрытие тайн движущегося судна. Обводы судна и строительный материал, движение при помощи ветра или двигателя, спокойные внутренние воды или открытые моря, является ли судно спортивным катером или транспортным средством – все эти факторы накладывают на него свой отпечаток.

Любое начало – это чистый лист бумаги, на котором возникает эскиз желаемого судна. Затем появляется форма, выявленная в теоретическом чертеже, но секрет его линий стоит лишь на втором месте. Важнее выбрать оптимальные соотношения между длиной. Шириной, водоизмещением и машинной установкой. Мореходность и ходкость несомненно зависят от обводов судна, однако решающий фактор – это рационально выбранные соотношения размерений. Можно смело сказать, что почти все моторные катера и яхты (99%) могут быть улучшены, а половина из них должна быть улучшена! Каждая новая разработка катера порождает необходимость ответить на многие вопросы.

Какой должна быть ширина катера, чтобы достичь требующейся остойчивости, разместить желаемое оборудование и при этом не вызвать большого сопротивления движению. Какая длина избавляет от неблагоприятного внешнего вида и тяжелого хода, не увеличивая расходы и не усложняя эксплуатацию. Какой выбрать двигатель по мощности и весу, частоте вращения и надежности.

Часто еще до начала постройки при выборе размерений, мощности двигателя совершают ошибки в оценке веса. Нередко при проектировании возникают ошибки из-за недоразумений в методике. Какими преимуществами обладают V-образные обводы по сравнению с круглыми. Как ведут себя катера с такими обводами на волнении. Почему некоторые катера на ходу настолько сильно дифферентуются на корму, что бедный рулевой лишается достаточного обзора. Почему катера иногда образуют такую тяжелую, пожирающую мощность кормовую волну…

Оглавление книги:

  1. От Ноева ковчега до рекордного дизельного катера.
  2. Скорость относительное понятие.
  3. Четыре вида движения по воде.
  4. Сопротивление воды движению судов.
  5. Обводы катера и волнообразование.
  6. Неоправданный дифферент на корму.
  7. Формы кормовой оконечности.
  8. Кругло- и остроскулые катера.
  9. Теоретические чертежи катеров.
  10. Динамические перегрузки при ходе на волнении.
  11. Диаграмма экономического хода.
  12. Можно ли рассчитать скорость строящегося катера.
  13. Повышенная скорость.
  14. Длинный и узкий или короткий и широкий.
  15. Неудачные катера.
  16. Двигатели и типы современных катеров.
  17. Мотолодки с подвесными моторами.
  18. Трехкилевые обводы.
  19. Малые туристские катера с подвесными моторами.
  20. Быстроходные открытые спортивные катера со стационарными двигателями.
  21. Быстроходные катера с каютами.
  22. Мореходные открытые спортивные катера с укрытием.
  23. Малые катера для спортивной ловли рыбы.
  24. Малые туристские катера.
  25. Средние туристские катера.
  26. Пять вариантов общего расположения в 11-метровом корпусе.
  27. Спортивно-туристский катер длиной 11,7 м.
  28. Два больших морских туристских катера “Эксплорадор и “Ривьера”.
  29. 17-метровая моторная яхта.
  30. Большие моторные яхты.
  31. Два морских туристских катера для длительных путешествий.
  32. Моторно-парусные яхты.
  33. Моторно-парусная яхта Борихольм” длиной 9,6 м.
  34. Моторно-парусная яхта Адрия” длиной 12,5 м.
  35. Моторно-парусная яхта “Лас Пальмас” длиной 17,5 м.
  36. Наименьшая моторно-парусная яхта длиной 5,5 м.
  37. Современные гонки катеров на море.
  38. Катера для гонок на море и в прибрежных зонах.
  39. Гоночные катера для тихой воды.
  40. Переломный момент в создании гоночных моторных судов.
  41. Гоночные катера SK и гонки “с ускорением”. Новые тенденции в водно-моторном спорте.
  42. Реактивные двигатели для рекордных гоночных глиссеров.
  43. Ракетный двигатель и его будущее.
  44. Рекордные скорости лодок с подвесными моторами.
  45. Бензиновый двигатель или дизель.
  46. Быстроходные или тихоходные двигатели.
  47. Максимальная мощность двигателя.
  48. Одномоторная или многомоторная установка.
  49. Вспомогательный или запасной двигатель.
  50. Пять типов машинной установки.
  51. Автомобильные двигатели на катерах.
  52. Моторесурс и срок службы двигателя.
  53. Z-образная передача или обычная реверсивная передача.
  54. Долговечность подвесных лодочных моторов.
  55. Роторный двигатель Ванкеля.
  56. Газовая турбина для катерных энергетических установок.
  57. Направление вращения двигателя и гребного винта.
  58. Редукторы.
  59. Водометный движитель.
  60. Воздушные винты для катеров.
  61. Оптимальный гребной винт.
  62. Гребной винт за катером.
  63. Диаметр и шаг гребного винта.
  64. Коэффициент полезного действия гребного винта.
  65. Сравнение различных движителей.
  66. Управляемость и маневренность.
  67. Влияние направления вращения гребного винта на маневренность.
  68. Остановка катера включением заднего хода.
  69. Размер и форма руля.
  70. Балансирный руль и контрпропеллер на руле.
  71. Рули для быстроходных спортивных катеров.
  72. Правильный угол отклонения руля.
  73. Подпорные клинья и транцевые плиты.
  74. Остойчивость необходимое условие для безопасного плавания.
  75. Как велика опасность опрокидывания катера.
  76. Внутренний балласт для увеличения остойчивости.
  77. Катер в условиях волнения на море.
  78. Волнение и морская болезнь.
  79. Размеры морских волн.
  80. Успокоение качки на моторных катерах.
  81. Активные стабилизаторы бортовой качки.
  82. Способы успокоения качки на рыбопромысловых ботах.
  83. Дальнейшие возможности развития успокоителей качки.
  84. Борьба с шумом на моторных катерах.
  85. Глушение шумов выпускных газов.
  86. Эластичное крепление двигателя и валопровода.
  87. Глушение шумов путем изоляции.