Психотерапия, внушение, гипноз.

А.П. Слободяник.

Просмотр содержания.

Оглавление:

Введение.


Зарождение психотерапии относится к предыстории человечества. И, конечно, историю психотерапии необходимо рассматривать в тесной связи с развитием пяти общественно-экономических формаций (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального строя, капитализма, коммунизма). Такая точка зрения дает возможность рассматривать человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм, который включает в себя все общественные явления в их органическом единстве, взаимодействии, в том числе медицину. В частности психотерапию.
Первобытные люди считали, что причиной расстройства психики являются демоны, духи умерших, воплотившиеся в зверей, насекомых и др. Поэтому лечение психических расстройств состояло в изгнании демона из тела больного: больных вращали вокруг оси, избивали розгами и т.д.
В эту эпоху беспомощный еще человек ищет посредника перед богами и демонами, чтобы умилостивить тайные силы. Таким посредником становится жрец. С. Цвейг в произведении "Врачевание и психика" заметил, что медицина уподоблялась теологии, магии, культу, ритуалу. Человек не столько боролся с болезнью, сколько пытался замолить болезнь, откупиться от нее при помощи обетов, жертв, церемоний. И между богом и страданием был только один посредник - жрец как страж души и тела.
Здесь фактически и начинается психотерапия. Пути медицины и богословия, которые вначале составляли одно целое, позже расходятся; наука отбрасывает теорию о божественном происхождении болезней, и вместе с ней и жертвы, молитвы. Врач выступает уже независимо от жреца, а вскоре и против жреца.
Незадолго до нашей эры в египетских, вавилонских, индусских, персидских письменах находим упоминание о лечении психически больных весельем, музыкой, дружескими убеждениями и пр.
В истории развития медицинского мышления заметное место занимают представления врачей и философов древней Греции - Эмпедокла, Пифагора, Платона, Аристотеля, Гиппократа.
Около двух с половиной тысяч лет назад Гиппократ в трактате о поведении врача писал: "Все, что надо делать, делай спокойно и умело, так, чтобы больной мало замечал то, что ты делаешь. Его надо, когда следует, ободрить дружеским, веселым, участливым словом; надо думать только о больном".
Древнеримский ученый Авл Корнелий Цельс для лечения больных рекомендовал убеждение, разумные занятия, чтение книг, а отказывающихся от пищи советовал водить на пиры.
Однако самым последовательным психотерапевтом являлся Соран. Он относился к душевнобольным с большой любовью и усердно занимался их лечением, протестовал против бесчеловечных методов, которые в те времена применялись - содержания больных в тюрьмах, заковывания их в кандалы, побоев. Соран считал, что помещения для душевнобольных должны быть светлыми, удобными. Больных нужно ограждать от возможных душевных травм.
В эпоху средневековья философия была на службе у богословия, пылали костры инквизиции, освещая кровавым заревом всю Западную Европу. Душевнобольных называли ведьмами, еретиками, слугами "нечистого". Они жестоко преследовались инквизицией. Сжигание на костре было единственным способом "очищения души".
Несомненно, в те времена ни о какой положительной психотерапии не могло быть и речи.
Многие даже видные врачи того времени (Вилизий, Рейль) считали, что психические болезни вызываются дьяволом.
Правда, в Западной Европе в XV-XVI вв. некоторые врачи считали, что психические болезни связаны с патологией мозга (F. Plater, С. Lepois), хотя еще в XVIII в. о мозге писали: obscura textura, obscurionas morbi, functiones obnscurissimae.
В эпоху Возрождения основным философским течением становится гуманизм, тесно связанный с материалистическим мировоззрением. Носителями этой идеологии были ученые, философы, писатели, поэты, художники, скульпторы. Аскетизм, представления о мире как "о юдоли, плаче и печали" стали неприемлемы для нового класса - буржуазии.
Развитие естествознания дало толчок материалистическому объяснению явлений. Правда, это был еще ограниченный, механистический материализм, но для того времени это была передовая методология.
Во время Великой Французской революции выступает выдающийся врач-психиатр Ph. Pinel. По разрешению Центрального Бюро Коммуны он снимает цепи с душевнобольных в Бисетре под Парижем, что явилось переломным, революционным и явлением в психиатрии.
После пинелевской реформы к психически больным стали относиться, как к обыкновенным больным, которые нуждаются в хорошем обращении и лечении. Ph. Pinel рекомендовал, в частности, психотерапию и трудотерапию.
Выдающийся деятель Великой Французской революции, ученый и врач J. P. Marat в работе "Philosophical essay on man" впервые выдвинул мысль о том, что "всякий человек характером своей психики обязан строению своего тела".
Широко применяли моральное лечение - психотерапию в Англии (W. Tuke), в Италии (А. М. Walsalva, W Kiaruggi).
В Англии первым выступил за гуманное отношение к больным J. Connolly; он провозгласил принцип "no restraint" (нестеснения).
Большой след в психотерапии оставил Н. Maudsley, выдвинувший эволюционную теорию развития, приспособления человеческого организма, единства его с окружающей средой.
В Германии в первой половине XIX в. немецкая медицина, психиатрия в частности, находилась под влиянием идеалистических концепций. Здесь появляются две школы: "психиков" (I. Heinrot, К. Ideler, F. Beneke) и "соматиков" (F. Nasse, W. Jacobi, I. Fridreich). Первые полагали, что при психических заболеваниях страдает душа как особая нематериальная сущность. Они считали, что источником болезней является грех, следовательно, лечить таких больных должны философы, богословы, а не врачи. "Соматики" считал, что душевные болезни - это "эпифеномены", симптоматические проявления всевозможных соматических заболевании.
Выдающимися немецкими психиатрами были W. Grie-singer, К. Westphal, Т. Meynert, E. Hecker, К. Wernicke, Н. Neuman, R. Kraft-Ebing, К. Monakow, P. Mobius, E. Kraepelin, E. Bleuler, K. Bonhoeffer.
До 1932 года немецкая психиатрия оказывала большое влияние на развитие психиатрии во всем мире. С приходом к власти фашистов немецкая психиатрия стала деградировать. Под видом "очищения расы" душевнобольных кастрировали и стерилизовали, на оккупированных территориях их уничтожали в газовых камерах.
Известно, что на Руси отношение к душевнобольным было иным, чем у романских народов, где с XIII в. свирепствовала инквизиция. Православная церковь не подчинялась римскому папе и не имела в своем распоряжении такого консервативного сыскного и судебного органа, как инквизиция.
Письменной грамотой Киевского князя Владимира 996 г. церкви вменялось в обязанность содержать гостиницы для путешественников, сиротские и вдовьи дома, а также и больницы; на это выделялась "десятина" из княжеских прибылей.
В "Житии" Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры, упоминается о том, что Печерский монастырь заботился об "убогих и калеках" и о "бесноватых".
Обхождение с психически больными в Киевской Руси было ласковым, гуманным.
В том же "Житии" Феодосия Печерского говорится, что психически больных считали действительно больными, в то время кик пьяницами пренебрегали, они преследовались религией: "Бесный стражет неволею и добудет вечныя жизни, а пьяный... добудет себе вечныя муки".
В Ипатьевской летописи упоминается о том, что еще в 1089 г. в Переяславском монастыре был организован первый психиатрический стационар для возбужденных психически больных, а в Западной Европе подобный стационар был организован лишь в 1247 г. в Англии (Бедлам).
Татаро-монгольское иго причинило огромный ущерб культуре Киевской Руси, однако, передовые ее идеи об организации психиатрической помощи, гуманном отношении к больным в значительной мере сохранились.
В XVI-XVII вв. отношение к психически больным было различным: одних считали прорицателями и святыми, слабоумных держали для забавы (шуты), а особо беспокойных определяли в тюрьмы.
Однако в Судебнике, выработанном Стоглавым собором (1551 г.), вновь говорится, что психически больных следует помещать в монастыри ("чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых") и обходиться с ними с кротостью.
В XVI-XVII вв. уже издаются "Лечебники", содержащие различные советы по лечению больных. Утверждалось, например, что при "пужливых" больных нельзя шептать.
При "исступлении ума" рекомендовалось лечение сном, отваром мака. Давались советы, как кормить больных, отказывающихся от приема пищи.
В 1775 г. Екатерина II передала дело попечения о душевнобольных в ведение учрежденных Приказов общественного призрения, врачей. Позже открываются больницы для больных в Петербурге, а затем в Москве. Организация опеки над психически больными относится к 1776 г.
Тем не менее даже в начале XIX в. условия содержания душевнобольных в стационарах были еще тяжелыми. Об этом свидетельствует стихотворение А. С. Пушкина:

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Дорожил; не то, чтоб с ним
Растаться был не рад.
………………………
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку, как зверька,
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубрав -
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

В начале XIX в. известный врач М. Мудров уделял большое внимание психической жизни больного и психогенным факторам заболевания, требовал применения психотерапии. Он писал: "Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".
И. Дядьковский был искусным психиатром, признавал и пропагандировал психотерапию, нравственную силу убеждения.
Крупнейший клиницист В. А. Манассеин считал, что и руководствах по общей терапии есть немало вопросов, находящихся в полном загоне; "из этих вопросов едва ли не самая худшая доля выпала на вопрос о психическом лечении болезней".
Выдающиеся психиатры R М. Балинский, И. П. Мержеевский, В. X. Кандинский, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев большое значение придавали психическому воздействию на душевнобольных.
Выдающийся физиолог И. М. Сеченов был непоколебимо убежден в объективной реальности внешнего мира, отражаемого нашим сознанием. При решении коренного вопроса познания - об отношении сознания к материи, мышления к бытию, он придерживался материалистической точки зрения.
Все психические акты связаны с рефлексами. Идеи И. М. Сеченова развил другой выдающийся физиолог - И. П. Павлов, создавший материалистическое учение о высшей нервной деятельности.
Представители русской материалистической медицинской мысли явились не только носителями идей нервизма и целостности организма, но также и основателями учения о психотерапии.
На громадную роль психического фактора в нарушении нормальной деятельности внутренних органов - сердца, сосудов, селезенки - указывал выдающийся терапевт С. Л. Боткин.
О роли психики в возникновении телесных заболеваний говорили И. Р. Тарханов, А. И. Яроцкий. П. С. Усов, В. Ф. Зеленин и другие. Все они материалистически подходили к решению вопроса о единстве и взаимодействии психических и телесных процессов.
А. И. Яроцкий отмечал, что случаи острых заболеваний, например, крупозного воспаления легких, учащаются в моменты тяжелых душевных кризисов. П. С. Усов (1911) за четверть века до Bergman подчеркивал влияние первичных функциональных нейрогенных факторов на возникновение различных органических заболеваний у человека.
Работами Т. И. Юдина, А. В. Снежневского, О. В. Кербикова, А. Д. Зурабашвили, Н. И. Бондарева, Н. Н. Тимофеева, Я. П. Фрумкина н других показано, что отечественная психиатрия является самобытной, оригинальной, прогрессивной.
Фактически отцом советской психотерапии является Константин Иванович Платонов, автор книги "Слово как физиологический и лечебный фактор".
Психотерапия в социалистических странах базируется на материалистических позициях и идеях нервизма. Бесплатная медицинская помощь, диспансерная и районная система обслуживания обеспечивают больному индивидуальное лечение и уход.

Народная республика Болгария. В болгарской психотерапии господствует павловская ориентация. Виднейшие болгарские психотерапевты - Н. Шипковенски, К. Шаранков, Г. Лозанов, Ив. Петров, Ат. Атанасов и другие.

Венгерская Народная республика. Выдающимся представителем психотерапевтической школы в Венгрии был F. A. Volgyesi - последователь павловской школы. Он был сторонником активной комплексной психотерапии; это сознательная, рациональная и директивная психотерапия.
Кроме того, в венгерской психотерапии существуют и психоаналитические традиции (Т. Rajko, J. Hollos, Iiure Hermann), применяется аутогенная тренировка, музыкотерапия (В. Buda, I. Hardi, R. Pertorin) и др.

Германская Демократическая Республика. В этой стране в настоящее время существуют, в основном, такие направления в психотерапии:

а) гипнотерапия и аутогенная тренировка , индивидуальная и коллективная психотерапия;
б) динамически ориентированные психотерапевтические концепции K. Hock);
в) индивидуальная терапия (К. Leonhard);
г) коммуникативная психотерапия (Ch. Kohler);
д) музыкотерапия (Ch. Schwabe) и другие.

Польская Народная Республика. Представителями психотерапевтической школы являются: Т. Bilikiewicz, К. Imielinski - автор книги по психосексуальным расстройствам; J. Malewski и М. Lapinski, занимающиеся психотерапией неврозов, а также С. Leder, Н. Wardaszko и другие.

Социалистическая Республика Румыния. Широкую известность получил невропатолог Ch. Marinescu, применивший метод гипноза. Гипноз в своей практике использовали Ch. Lichter, психолог V. Gheorghin. Следует также упомянуть I. Vianu (групповая терапия), Р. Аrcan (аутогенная тренировка у детей), Р. Bilcea (гипноз и аутогенная тренировка).

Чехословацкая Социалистическая, Республика. В Чехословакии получили развитие динамически ориентированная, индивидуальная, коллективная психотерапия типа Морено (психодрама). Однако широко назначают и такие методы и системы психотерапии, как гипноз, аутогенная тренировка, музыкотерапия, аретотерапия, комплексная психотерапия и другие.
Известными психотерапевтами в этой стране являются: S. Kratochvil, F. Knobloch, J. Knoblochova.

Федеративная Народная Республика Югославия. Основу психотерапии в Югославии в первые годы после второй мировой войны составлял метод психоанализа (S. Bertlheim, D. Brazevic, V. Matic).
Широко используются рациональная психотерапия, гипноз, аутогенная тренировка, коллективная психотерапия, а также классический психоанализ (S. Moric-Petrovic, M. Popovic, G. Kopar).